Закон Тетяни Чорновол блокує реформи державних компаній. Нафтогаз потрапляє в політичну залежність
Ось для чого насправді приймалися "поправки Чорновол" до антикорупційного законодавства. Вони роблять неможливими прихід іноземних незалежних директорів у державні компанії.
Голова наглядової ради НАК Нафтогаз України Юлія Ковалів 14 квітня заявила, що йде з посади. До кінця квітня її приклад можуть наслідувати троє незалежних членів наглядової ради - Пол Ворвік, Чарльз Проктор і Маркус Річардс.
Якщо парламент терміново не внесе змін до антикорупційного законодавства, під загрозою опиниться вся реформа корпоративного управління на державних підприємствах.
Наслідком цього процесу стане, зокрема повернення політичного контролю за НАКом і іншими держкомпаніями з боку перших осіб держави.
Детальніше - у статті Ліги, Євген Головатюк і Андрій Самофалов:
Предупредительный выстрел
В начале апреля четверо из пяти членов наблюдательного совета Нафтогаза публично объявили о намерении покинуть свои должности. Формальная причина - невыполнение плана действий по реформе корпоративного управления компании. Реальная - политическое вмешательство в принятие решений и новации в антикоррупционном законодательстве.
Шестого апреля нефтегазовый холдинг опубликовал на своем сайте совместное обращение членов набсовета НАКа Юлии Ковалив (представляет государство), Пола Ворвика, Чарльза Проктора и Маркуса Ричардса (независимые директора) к вице-премьеру Владимиру Кистиону.
В документе они фактически обвинили власти в саботировании работы по обеспечению независимости Нафтогаза - главной цели корпоративной реформы. Обращение появилось после их заявлений об отставке с должности. На встрече с членами набсовета вице-премьер попросил их пересмотреть свое решение. Ковалив он не убедил. Чтобы передумали иностранцы, Верховная Рада до 30 апреля - дня проведения собрания акционеров госкомпании - должна внести изменения в антикоррупционное законодательство, которое касается публикации электронных деклараций чиновников. Реальных шансов на это нет. В рабочем плане парламента следующие две недели посвящены работе в комиссиях и встречам с избирателями.
Отставка будет означать не только срыв реформы корпоративного управления, но и потенциальный дефолт по обязательствам Нафтогаза перед кредиторами.
Что стоит за скандалом вокруг Нафтогаза и какую роль в нем сыграли соратники Петра Порошенко и Арсения Яценюка?
Дойная корова
Нафтогаз все время своего существования был главной кормушкой для политиков и бизнесменов. На государственном газовом бизнесе сделали состояния целые плеяды нынешней и бывшей правящей элиты: от Игоря Бакая до Сергея Курченко.
За 9 месяцев 2016 года Нафтогаз получил чистую прибыль 25,5 млрд грн. Потерять влияние на такой поток денежных средств сложно для любого украинского политика и бизнесмена. За сохранение Нафтогаза в статусе дойной коровы борются как представители президентской группы, так и соратники Арсения Яценюка.
В 2015 году по настоянию западных кредиторов правительство утвердило реформу корпоративного управления Нафтогаза. Ее цель - увести крупнейшую государственную компанию от влияния политиков.
Ключевой пункт реформы - привлечение в Нафтогаз независимых директоров. 25 марта 2016 года кандидатуры трех членов наблюдательного совета - Ричардса, Проктора и Уорвика - утвердил Номинационный комитет. Еще двое членов набсовета - Ковалив и экс-министр энергетики Владимир Демчишин - представляют государство.
После завершения реформы к набсовету должны перейти функции по утверждению финансовых планов, кадровые решения, утверждение годовых результатов, контроль над расходами, сбытовой политикой и всеми закупками. Ожидалось, что реформа завершится нынешней весной. Идеальная работа такой конструкции должна нивелировать политическую и коррупционную составляющую в управлении компанией.
Скандал с увольнением главы Укртрансгаза (100% акций принадлежит НАКу) Игоря Прокопива показал, что независимость Нафтогаза плохо уживается с политической реальностью. Решение об увольнении Прокопива наблюдательный совет НАКа вопреки воле правительства и политических групп влияния. Это следует из обращения членов НС к вице-премьеру Костиону. "У нас вызывает обеспокоенность реакция на решение наблюдательного совета об увольнении предыдущего руководителя Укртрансгаза, - говорится в документе. - И мы приветствовали бы ваше подтверждение того, что это дело будет рассматриваться исключительно на основе фактов и не будет политизировано".
Сам Прокопив не скрывает, что является представителем Народного фронта.
Удар по набсовету Нафтогаза и всей реформе корпоративного управления власти нанесли 23 марта. С подачи депутата от НФ Татьяны Черновол Верховная Рада внесла изменения в закон о предотвращении коррупции. В поле зрения СМИ оказалось лишь требование декларировать доходы для членов общественных организаций, которые борются с коррупцией.
Не факт, что они были главной целью авторов законопроекта.
Правки Черновол обязывают подавать электронные декларации не только гражданских антикоррупционных активистов, но и членов наблюдательных советов всех государственных компаний.
Спустя четыре дня закон подписал президент Петр Порошенко.
В чем проблема? Новации содержат сразу несколько пунктов, которые категорически неприемлемы для иностранного менеджмента НАКа, рассказал LIGA.net собеседник, близкий к руководству Нафтогаза.
Ричардсу, Проктору и Уорвику нужно передать свои корпоративные права в управление компании, лицензированной в Украине, задекларировать все иностранные счета, раскрыть информацию о доходах в других компаниях за рубежом (а это конфиденциальные сведения), говорят собеседники LIGA.net.
Такие законодательные инициативы фактически делают невозможным приход в наблюдательный совет независимых директоров. Это касается всех государственных компаний, в первую очередь НАК Нафтогаз Украины. "Совершив несколько попыток, мы убедились, что выполнение всех необходимых действий для иностранцев невозможно, а невыполнение таких действий может потенциально привести к уголовному преследованию против нас", - говорится в обращении.
Кроме требования к декларациям и передачи активов, члены набсовета указали на необходимость решения кризиса сбора платежей, вызванного рядом законодательных актов и действий, входящих в сферу ответственности правительства.
"Нам нужно убедиться в наличии существенного прогресса по всем упомянутым в этом письме вопросам до момента проведения годового общего собрания акционеров Нафтогаза, которое должно состояться до 30 апреля 2017 года, - говорится в документе. - При отсутствии существенного прогресса в решении упомянутых вопросов дальнейшее продолжение выполнения нами функций членов наблюдательного совета будет для нас невозможным и неприемлемым".
Последствия для Нафтогаза
Фактически отставка членов набсовета означает срыв реформы корпоративного управления НАКа, что влечет финансовые последствия для компании и Украины в целом.
В октябре 2015 года НАК подписал договор о кредитной линии с ЕБРР на $300 млн, а в самом конце 2016-го - со Всемирным банком на $500 млн. "Корпоративная реформа НАКа стала суверенной гарантией по кредиту, - говорит информированный собеседник LIGA.net. - Кредиты в долларах и евро важны потому, что НАК не скупает валюту и не качает рынок".
Срыв реформы может привести к потенциальному дефолту Нафтогаза по этим займам, подтверждает еще один источник LIGA.net
В ЕБРР уже дали понять, что срыв реформы НАКа неминуемо отразится на отношениях с Украиной. "Если это произойдет, это не только серьезно навредит Нафтогазу, но и разрушит уверенность международного сообщества в обязательствах правительства по реформированию и реструктуризации НАКа", - говорится в письме президента ЕБРР Сумы Чакрабарти президенту Украины Петру Порошенко и премьер-министру Владимиру Гройсману.
Кому выгодно
Под обращением членов набсовета НАКа к Костиону не поставил подпись экс-министр энергетики Владимир Демчишин, представляющий интересы Администрации президента.
Еще до перехода скандала с набсоветом в публичную плоскость за увеличение политического контроля над Нафтогазом высказался еще один представитель главы государства, влиятельный депутат от БПП Игорь Кононенко.
"Есть проблема в Нафтогазе, который у нас превратился в суперкомпанию, у которой на 1 января лежало на счетах 30 млрд грн. За таким монополистом должен быть политический контроль со стороны парламента, со стороны профильного комитета Рады, - рассказал он 5 апреля в эфире телеканала 112 Украина. - Вот я лично хочу знать, куда эти 30 млрд Нафтогаз собирается потратить. Если он их просто собирается закопать в землю, меня это не устраивает".
Кононенко является членом комитета по ТЭК. Возглавляет комитет еще один депутат от БПП - Александр Домбровский.