Скандал з поставками БМП: експерт Сергій Згурець вважає, що розслідування «Нового Врємєні» некоректне і ставить під загрозу важливий військовий контракт

НВ опублікувало розслідування про корупцію, перекрутивши слова експертів «DEFENSE EXPRESS», відомої консалтингової компанії, котра займається ринком озброєнь. Керівник компанії Сергій Згурець написав спростування і детально пояснює, що не так із "розслідуванням" НВ.

Далі - мовою оригіналу, передрук з ДефенсЕкспрес

Оригінальна публікація в НВ тут

БОЕВЫЕ МАШИНЫ ПЕХОТЫ С ФАЛЬШДОВЕСКОМ, ИЛИ НЕКОТОРЫЕ ДЕТАЛИ К НАШУМЕВШЕЙ ПУБЛИКАЦИИ «НОВОГО ВРЕМЕНИ»

Чем менее точна информация, тем более бурную реакцию она вызывает. Таков мой короткий ответ на обращения в нашу компанию с просьбой прокомментировать ситуацию и факты, изложенные в публикации журнала «Новое Время».

О том, что «…сборка разобранных БМП, странные закупки радиостанций, которые не помещаются в танки - такие сделки с военной продукцией проворачивают высокопоставленные представители власти». По касательной эта публикация «Нового Времени» задела и нашу компанию, поскольку в ней нашим экспертам приписаны утверждения, которых они не озвучивали. Но давайте двигаться от общего к частностям.

Точка отсчета

По версии журнала «Новое Время», «один из самых странных контрактов, заключенных МО в 2016–2017 гг., касается поставок Житомирским бронетанковым заводом (ЖБЗ) боевых машин пехоты (БМП). Предприятие закупало списанные с вооружения БМП-1 1980-х годов выпуска у компании Wtorplast из Польши. Польская компания, согласно документам, имеющимся в распоряжении НВ, в свою очередь изначально покупала их у чешской компании Excalibur Army по €20-25 тыс. за единицу — по цене металлолома. Wtorplast разбирала БМП — отделяла башни от шасси. Далее ЖБЗ завозил все это по отдельности в Украину. Каждая башня оценивалась в $66 тыс., а каждое шасси — в $99 тыс. Завод "ремонтировал" БМП — попросту соединял ранее разобранные части. Стоимость работ составляла еще $40 тыс. за единицу. В итоге БМП стоимостью €20 тыс. обходилась украинскому оборонному бюджету в $205 тыс. Только в прошлом году в рамках контракта с ЖБЗ Минобороны закупило 200 боевых машин, потратив на них $41 млн».

Таков фактаж одного из разделов материала в «Новом Времени». Со стороны «Укроборонпрома» уже последовало опровержение, в котором утверждается: «Вважаємо публікацію «Новое Время» диверсією проти обороноздатності держави. Вона завдає репутаційних збитків Концерну і нашим міжнародним партнерам. Тому прийнято рішення у судовому порядку захистити інтереси Концерну. Впевнені, що суд встановить істину».

Мы, со своей стороны, также решили углубиться в тему.

Эксперт компании Defense Express побывал в воинской части, где эксплуатируются БМП-1АК, собранные из узлов, закупленных в Польше. Об этом можно прочитать в его посте в Фейсбуке:

А мне удалось провести ряд достаточно детальных разговоров с представителями руководства Минобороны. При этом картина, которая вырисовывается, существенно отличается от видения «Нового Времени».

О цене вопроса и необходимости

«Это был бы большой плюс, если бы к сегодняшнему дню у нас уже было 200 этих БМП-1АК. А еще лучше – вдвое больше. Даже по цене $200 тыс. за машину», - такой была первая реакция на мои вопросы у высоких должностных лиц Минобороны.

Почему так? Начну с позитива. К 2018 г. танковые, механизированные и мотопехотные бригады Сухопутных войск были укомплектованы исправной техникой по штату. Это при том, что численность ВС Украины по сравнению с началом боевых действий в 2014 г. к сегодняшнему дню увеличилась почти в два раза, сформировано более десятка новых бригад. В Сухопутных войсках две танковые, тринадцать механизированных и мотопехотных бригад. Но количество и качество – категории разные. Именно поэтому задача повышения потенциала бригад за счет поставки новой, модернизации и ремонта существующей техники очень актуальна.

Теперь о плохом. Боевые машины пехоты – как БМП-1, так и БМП-2 – для усиления потенциала наших Сухопутных войск брать уже неоткуда. То, что было ремонтопригодным на базах и арсеналах, отремонтировано и поставлено в войска. Точка. Но потребность в боевых машинах пехоты есть. Как пример, наши мотопехотные бригады ВС Украины, которые были сформированы в конце 2014 г. на базе батальонов территориальной обороны. Планировалось, что мотопехотными они будут временно, до передачи им техники, положенной по штату механизированным бригадам. Пока эта задача не решена. На одну бригаду, среди прочего вооружения, приходится, грубо говоря, 130 БМП. Это означает, что для четырех мотопехотных бригад нужно около 500 БМП. Про части корпуса резерва промолчу.

В Украине БМП не производятся. Лишь в 2018 г. в гособоронзаказ включена опытно-конструкторская работа по созданию отечественного образца боевой машины пехоты. Почему так поздно, когда будет результат и как быть не только с БМП средней категории по массе, но и с тяжелой – пока безответный вопрос как к Минобороны, так и к «Укроборонпрому».

Пока ясность есть в том, что быстро удовлетворить потребности частей в БМП можно лишь за счет закупок. С одним уточнением, что покупать эти БМП просто не у кого, а стоимость ремонта на момент предконтрактной подготовки превышала стоимость новых БМП-1АК. Во времена Варшавского договора БМП производились на территории России, в Польше и Чехословакии. При этом чехословацкие «копейки» - БМП-1 - из-за качества сборки были на голову выше по надежности тех, что делали в России. Но постсоветские запасы растаяли у всех, и это было большой удачей, что в одной из компаний стран Восточной Европы еще хранилась БМП-1. С ней в 2016 г. «Укрспецэкспорт» начал переговоры о закупке. Первая партия этих комплектующих «копеек» была поставлена в Украину в 2017 г. через зарубежного партнера.

При этом Минобороны Украины с самого начала весьма плотно участвовало в ходе подбора боевой техники для пополнения своих арсеналов. Военные выезжали для оценки состояния техники и комплектующих вместе с представителями завода и спецекспортеров. «БМП и их комплектующие хранились в идеальных условиях. Все узлы и агрегаты для сборки машин прошли необходимые регламентные работы и стендовые испытания. Пробег машин – от 30 до 100 км. Все, что нужно было заменить по срокам регламентных работ, сделано. При этом БМП-1АК вооружены 73-мм пушкой, которая с учетом специфики боевых действий на востоке Украине идеально подходит для противостояния противнику при нехватке огневых средств и артиллерии. При этом эти БМП могут плавать. Это реально надежная техника». Такова часть оценок, которые услышал от представителей Центрального бронетанкового управления ВС Украины.

По итогу, для Минобороны Украины фактическая договорная цена по первой поставленной партии за одну машину – со всеми «накрутками», включая комиссию «Укрспецэкспорта» в 2,87%, расходы на доставку узлов в Украину и работу спецов с Житомирского завода (работа в Украине и на выезде - около 40 тыс. грн, а не евро, как утверждается в публикации) составила около $169 тыс. Или около 4,38 млн. грн.

Много это или мало за одну фактически новую боеспособную боевую машину пехоты? Долгожданный «Дозор» 4х4, не претендующий на поле боя на роль БМП, будет стоить около 8 млн грн. Новые колесные БМП 8х8 БТР-3 и БТР-4 украинского производства обойдутся как минимум в три раза дороже, чем «копейка». При этом, чтобы обеспечить производство хотя бы 100 колесных боевых машин пехоты в год, придется очень сильно постараться.

Риски и лабиринты права

Для Украины агрессия России обернулась парадоксом. С одной стороны, громкие слова о воюющей Украине как о форпосте по защите ценностей европейской цивилизации. С другой, отказ ряда стран, особенно тех, что оглядываются на Россию, подписывать и выполнять контракты на поставку в Украину боевой техники и боеприпасов, чтобы не быть обвиненным в дестабилизации в регионе. Вместо ожидаемой помощи был заморожен ряд контрактов с государствами, которые решили прикрыться или европейским, или национальным законодательством, запрещающим поставлять оружие в зоны конфликтов. А боевые действия на востоке нашей страны трактовались именно так. Единственными открытыми «окошками» в получении Украиной ограниченной военной помощи до сих пор были Польша и страны Балтии. Так как они на своей шкуре понимают опасность соседства с нынешней Россией.

По этим фотографиям для специалистов, которые сталкивались с експлуатацией БМП, не составит труда сделать заключение о реальном состоянии восстановленых на ЖБЗ ранее снятых с вооружения и демилитаризированных машин…

Теперь снова вернемся к БМП, которые крайне нужны украинской армии. БМП - щит и меч пехоты. БМП - наступательное оружие, с ведением боя непосредственно боевыми машинами. Она создавалась для этого. Но их поставка в Украину как цельных изделий оказалось невозможной, исходя из ограничений европейского законодательства (в частности, Code of Conduct Европейского Союза), которое не дает возможности развивать прямое сотрудничество по летальной тематике.

Поэтому в 2016 г. переговоры о закупке БМП-1 напрямую как в Словакии, так и в Чехии к позитивному результату не привели. При этом для оказания помощи Украине было принято решение, которое вполне вписывалось в рамки нелетальных поставок. В 2017 г. «Укреспецэкспорт» подписал контракт, по которому предусматривалось, что Житомирский бронетанковый завод собирает БМП на своих мощностях по существующей документации – из комплектующих, закупка которых производится Госкомпанией «Укреспецэкспорт» у польской компании Wtorplast S.A. При этом, цена за один «бээмпешный» пакет узлов и агрегатов, по моим данным, со стороны зарубежного поставщика составляла около $160 тыс.

На территорию поставщика выезжала команда Житомирского бронетанкового завода. 4-5 заводчан отвечали за выполнение требований 30 листов инструкций с необходимостью оценки и фиксации множества параметров каждого прибора, узла, агрегата, а также ходовых и технических свойств машины в целом. Зачем все это полякам? Заработок – лишь часть ответа. Думаю, тут нужно отдать должное качеству связей представителей «Укрспецэкспорта» с польской компанией, которая традиционно помогала Украине и по другим направлениям, когда все остальные уходили в «цивилизованный отказ».

Контракт вошел в рабочий ритм, и после сборки БМП-1АК первой партии в Житомире поставки боевых машин с завода в части ВСУ должны были быть продолжены. Но, по данным Defense Express, публикация в «Новом Времени» серьезно встревожила Wtorplast S.A. Руководство компании Wtorplast S.A уже заявило об ущербе для своей деловой репутации. И все это происходит в условиях определенного политического похолодания между Украиной и Польшей. При этом – вот как совпало – у поляков вдруг появился новый заказчик на БМП-1. Причем, по более высокой цене и без претензии на импровизации. Так ли это на самом деле, или поставщики начали искать выход из ситуации – вскоре увидим. Но в случае недопоставки БМП-1 для армии Минобороны выставит санкции посреднику – «Укрспецэкспорту». Не знаю, будет ли цена неустойки, который «Укрспецэкспорт» в худшем исходе со срывом поставок БМП будет выплачивать Минобороны, сравнима с ценой финансовых претензий «Укроборонпрома» к «Новому Времени». Но это тот случай, когда нужны не деньги, а оружие.

Постскриптум

В отношении закупок БМП-1АК данные и утверждения, изложенные в публикации журнала «Новое время», отличаются от того, что пришлось увидеть и услышать мне. Схожая картина и с описанием закупок систем военной связи для ВС Украины. В целях экономии места и времени желтым маркером (смотри скан) я выдел 11 ошибочных посылов на 90 строк журнального текста в разделе материале «Нового Времени» о закупках средств связи для ВСУ.

Теперь о том, с чего я начал материал. «Военные эксперты удивляются, зачем вообще Министерству закупать старые БМП, еще и за границей. Так, Харьковский тракторный завод производит облегченный аналог БМП». Эти слова в публикации «Нового Времени» приписаны эксперту нашей компании. Должен сказать, что такого наш эксперт не говорил. На будущее для всех пишущих журналистов, обращающихся за комментариями в компанию Defense Express, будет введено правило согласовывать итоговый текст. Чтоб потом не пришлось удивляться уже нам. Так как обладая более чем 15-летним опытом работы в освещении военной проблематики, нам известны и потребности армии, и возможности нашей «оборонки».

Факты во сто раз ценнее, чем комментарии. Точность и правдивость первичных фактов – основа любого материала. Они важны как точки опоры. Если они ошибочны, то вся конструкция никакого отношения к журналистике и аналитике уже не имеет. Это продукт, который решает совсем другую задачу.

Сергей ЗГУРЕЦ, директор информационно-консалтинговой компании Defense Express

зброя скандал змі

Знак гривні
Знак гривні