Після Майдану чимало активістів втілили ідеї з реформування держави. Чи потрібні зараз мітинги? (Точка зору)

Суспільство сильно розділилося щодо останніх подій. Як відомо, розумні люди обговорюють ідеї, середні - події, дурні - інших людей. Ось і звичайний поділ коментаторів на «порохоботів» і «баригоборців» нічого насправді не пояснює, а лише персоналізує проблему.

Таку думку висловлює засновник Порталу про лібералізм Володимир Рапопорт.

Общество сильно разделилось в отношении происходящих событий. Как известно, умные люди обсуждают идеи, средние - события, глупые – людей. Вот и обычное разделение комментаторов на «порохоботов» и «барыгоборцев» ничего на самом деле не объясняет, а лишь персонализирует проблему.

Основа либерального подхода – это человек в его стремлении обустроить свою жизнь в достатке и комфорте (материальном и моральном), самореализоваться, иметь доступ к ресурсам, которые ему для этого нужны.

Этот человек есть основа благополучного, цивилизованного общества. «Средний класс» в терминах одних. «Бездуховный мещанин, не видящий ничего дальше своего дома» - для других. Хотя еще неизвестно, кто на самом деле духовнее и дальше видит.

Майдан для этих людей был вызван в большой мере отсутствием возможностей, прочно забитым доступом к ресурсам, административным произволом.

Что изменилось после Майдана?

Оказалось, что свои проблемы эти люди могут решать. Долго, сложно, медленно, с огромными затратами усилий, но могут.

2 года люди доказывали, что гос.изъятия с зарплат завышены. Доказали, ЕСВ снизили с 41 до 22%.

Несколько энтузиастов начали добиваться, чтобы при экспорте услуг не требовали договор и акт. Смогли привлечь на свою сторону чиновников и депутатов, и соответствующий закон был принят.

Удалось доказать власти, что маски-шоу недопустимы – и закон об их запрете принят.

Несколько человек 3 года назад выдвинули идею замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал – сегодня его поддерживает Президент и большинство политиков. Принятие опять перенесли, но масштаб поддержки уже таков, что примут.

Возврат НДС удалось перевести в автоматический режим и сделать публичным. Возникла новая проблема с автоматическим блокированием накладных – но и ее решают, смягчают критерии. То есть, людей слышат.
Замена налоговой полиции – разговоры шли десятилетиями, сейчас ее дни сочтены. Рано или поздно, служба финансовых расследований без оперативных полномочий заменит налоговую полицию.

В конце концов, и ПРОЗОРРО был разработан энтузиастами, а стал обязательным для госзакупок.

И медицинская реформа при всей своей недоделанности - результат энтузиастов, доведших свои идеи до закона.

Президент, Премьер, депутаты встречаются с представителями, доносящими проблемы людей, зарабатывающих себе на жизнь, и их слышат, на них реагируют. Такого не было в нашей истории.

Плохо слышат, медленно реагируют, норовят исказить реакцию, заменить требуемое суррогатом, но процесс пошел, диалог не прекращается.

Людям нет смысла выходить на улицу, ведь есть механизм цивилизованного, в ходе диалога, решения проблем. Эти люди, в большинстве своем, не поддерживают радикальные формы протеста, даже когда эстетически на их стороне.

Они не могут не понимать, что нарождающиеся институты влияния общества на принятие важных для него решений, можно затоптать в ходе агрессивного противостояния.

А кто с другой стороны? Пламенные революционеры.

Те, кто увидел свое место в прямых акциях, уличных формах протеста. Они, в большинстве своем, также из среднего класса, либерально настроенные. Они поддерживают законопроекты, направленные на реформы, и не поддерживают лоббистские и контрреформаторские. Но их активизм не связан с открытием доступа, созданием возможностей для жизни и самореализации людей. Они не вносят и не лоббируют такие законопроекты. Ведь для этого не надо выводить людей на улицы.

Объект их деятельности - «справедливость» и «разоблачение». И поддержка у них не от людей, успешно создающих добавленную стоимость, а от двух категорий – общественных активистов и «люмпенов».

Под «люмпенами» в данном тексте понимаются люди, уверенные, что рост благосостояния зависит от "правильной" власти. Прошло 3 года, а доход (пересчитанный в $$) остается ниже, чем до Майдана. При этом коммунальные услуги выросли. Значит, власть плохая, надо заменить на хорошую, от которой доходы вырастут.

Это иная логика. Не «какую я могу произвести добавленную стоимость, и что мне мешает произвести больше, а государству забирать меньше», а «власть не обеспечила мне доход».

Да, украинская экономика укореняет такие взгляды, т.к. полностью зависит от цен на зерно, масло, металл, руду. Колебания этих цен существенно увеличивают и уменьшюет доходы населения без всякого его участия. Но конъюнктура мирового рынка – слишком сложный фактор для понимания. А вот "хороший" или "плохой" Президент – гораздо понятнее.

И эти люди прекрасно откликаются на призывы революционеров к справедливости. Потому что «несправедливо, что мы так бедно живем».

Активисты, конечно, имели в виду другое, например, «несправедливо, когда депутатов избирают за гречку», но они обычно понимание терминов не согласовывают.

И про коррупционеров люди хорошо понимают, ведь кто-то же украл их доходы, которые в $$ в 3 раза уменьшились? Вот коррупционеры и украли, а с Президентом поделились - и тот их покрывает. Все же просто и понятно.

Раньше это были олигархи, которые воровали наши деньги. Но оказалось, что на самом деле это коррупционеры.

Так люди вполне либеральных взглядов и сторонники западных ценностей становятся лидерами люмпенов. Потому что те лучше откликаются на их революционные лозунги. «Забрать у коррупционеров наши деньги».

Вот это и есть главное разделение общества на уровне идей. Без всякой персонализации.

порошенко саакашвілі реформи опініон конфлікт

Знак гривні
Знак гривні