Давайте не колупати могили до пам'ятних дат
23 серпня в Парку Вічної Слави передбачається захоронення під обеліском з боків від Вічного вогню на Могилі невідомого солдата останків двох солдатів, знайдених на одному місці. Один із них загинув в АТО і буде похований під безіменній плитою "Герой антитерористичної операції на території Донецкой та Луганської областей".
Другий, імовірно, учасник Другої світової війни - під плитою "Герой Другої світової війни".
Дмитро Гурін, експерт з суспільних комунікацій, волонтер КиївАрхітектури, для УП
Памятник Вечной Славы в одноименном парке — национальный мемориал. Любые (!) изменения в нем должны проходить с соблюдением большого числа юридических формальностей. Все эти публичные обсуждения и историко-градостроительные обоснования традиционны для цивилизованных стран и специально придуманы для того, чтобы не допускать неловких движений в конфликтных местах.
Я открыто обратился к Юрию Бирюкову с объяснением, почему этого делать не нужно и предложением помощи в организации открытого публичного конкурса, как это принято в современном мире.
Я искренне надеялся, что все происходящее – недоразумение. Сезон отпусков, нет профильного специалиста, кто-то кого-то не так понял, случилась нелепая ошибка, сейчас напишем уважаемому в обществе волонтеру, объясним, как ситуацию видят профессионалы, все выдохнут и скажут – "ой, что это мы?!".
Юрий Бирюков публично ответил: "Это точно будет. Это точно будет за тем сценарием и в той форме, в которой оно уже запланировано.
Где-то и когда-то будет построен мемориал, Пантеон и так далее и тому подобное. Но мы не будем плодить "вечные огни" – есть одно протокольное место. Место, куда привозят глав иностранных делегаций. Куда когда-то мы привезем какого-то из рашик, и он, сука, встанет там на колени. За сим – дискуссия закрыта.
Почему при создании "самого сильного мемориала в Украине" была грубо нарушена ГЛАВНАЯ традиция и смысл вечного огня с формулировкой "Неизвестному солдату"?
Почему там захоронили известных, но не захоронили неизвестного? Капсулы с прахом неизвестного там нет, если что... Теперь будет. Капсула. Точнее две. Мемориал, с моей сугубо аматорской точки зрения, обретет законченность.
Конкурсы на новые мемориалы и памятники должны быть, да. Они всегда шумные, помпезные и всегда безрезультативные. Но – должны быть".
Я понимаю, что одинаково сложно поверить и в содержание ответа и в его тон, поэтому еще раз: советник президента Украины считает, что конкурсы и обсуждения безрезультативны и нужны для проформы и радуется, что в Украине 21 века наконец-то (!) появится свой собственный неизвестный солдат и мы его торжественно похороним, чтобы "поставить рашика на колени" в "протокольном месте".
И только после этого мемориал, созданный за 17 лет до рождения Юрия Бирюкова, приобретет, на его аматорский взгляд, законченность.
Так вот, оказывается, зачем его строили в 1957-м!
Национальная память – это то, о чем договорилась Нация. Она не принадлежит никому конкретно – и уж точно не принадлежит тому, кто в данный момент сидит на Банковой.
Разумеется, Национальный мемориал "Парк Вечной Славы" должен быть переосмыслен – путем открытого профессионального конкурса и широких общественных обсуждений, как это написано в законах Украины и происходит во всех странах, где люди уже успели спуститься с веток.
Результат не обязательно понравится нам всем, возможно будет решено демонтировать или перенести этот мемориал, но мы будем понимать, почему мы это делаем и этот результат будет легитимным в обществе.
А что будет сейчас?
Вот так, предположительно, будут выглядеть дополнительные плиты по две стороны от Вечного огня. Фото с ФБ Наш Киев
В нашем обществе только-только начал формироваться консенсус о войне на Востоке – но никак не о Второй мировой.
Мы, правда, хотим смешивать эти темы?
Одни украинцы считают аморальным захоронение солдата АТО рядом с Героями Советского Союза. Другие не приемлют захоронение бойца "подлой и несправедливой АТО" в мемориале, посвященном "Великой Отечественной Войне".
Третьи – что не может быть никаких мемориалов до победы. Четвертые – что захоронение погибшего героя Войны как Неизвестного Солдата в 2015 году – это плевок в лицо армии.
Мы всех их столкнем лбами на высокой скорости – именно это по плану должно помочь нам договориться в конфликтных вопросах нашей памяти?
А судебный иск "ветеранской организации" на содержании у страны-агрессора, по которому любой админсуд признает нарушение трех законов и превышение полномочий Кабмином, тоже должен помочь нам договориться? Это тоже в плане?
"Если вас убьют, мы не будем вас опознавать, мы не будем искать вашу семью. Теперь вы будущий Неизвестный Солдат" – это по плану президент собирается сказать Нации в праздничной телетрансляции во время Войны за Независимость между бесконечными волнами мобилизации?
Существует ли вообще какой-то план, кроме предвыборного?
Вы хотите спросить, чем все это отличается от того, что происходило при Ющенко и Януковиче? Спросите другое: чем это отличается от того, что происходило последние 90 лет.
Есть одна вещь, которую я ненавижу больше всего в жизни – это совок.
Совок – это не лживая цифра 1941 на входе в Парк Вечной Славы.
Совок – это когда к памятной дате перед выборами без обсуждений и дискуссии всем надевают на голову юридически и общественно нелигитимный проект, потому что он кому-то кажется "законченным на его аматорский вкус".
Иногда важно говорить очень простые вещи.
Мы не Россия и не ИГИЛ.
Мы не ковыряем могилы и мемориалы к праздничным датам.
Мы не бросаем мертвых в топку выборов.
Мы не "ставим рашиков на колени в протокольных местах" – для этого есть линия фронта.
Мы не прославляем "Неизвестных Солдат" и не хороним героев, погибших в Войне за Независимость Украины под табличкой "Солдат №86", мы их опознаем и хороним с воинскими почестями под их собственными именами.
Мы – Украина и, если кто-то успел забыть, полтора года назад у нас была Революция Достоинства.
Эту революцию делали мы все, и это была революция против совка.
Дорогие друзья, 19 августа в среду в 19:00 в Парке Вечной Славы у Вечного огня состоится лекция (не митинг!!!). На ней историки, архитекторы, бойцы АТО и специалисты по политике памяти будут рассказывать о том, как общество сохраняет свою память о войнах и героях.
Если вам не нравится то, что происходит с Мемориалом Неизвестного Солдата или просто осточертело то, что делается в Киеве без ведома киевлян – приходите, будет интересно.
Если государство не может организовать публичные обсуждения – это придется делать нам самим. Точно так же, как Юрию Бирюкову пришлось в свое время организовывать армейскую логистику.
Дмитрий Гурин, эксперт по общественным коммуникациям, волонтер КиевАрхитектуры, для УП