Що із сюжетів про війну може допомогти розвідці ворога. Приклади (ФОТО)

Словом, а тим більше фотографією чи відео можна не тільки допомогти - ними можна покалічити, поранити й убити. Особливо в такій війні, як нинішня.

В войне, которая сегодня идет в Украине, ведущее место занимают информационные баталии. Выстрелы и взрывы, репортажи и комментарии стали орудием гибридной войны на Донбассе. Репортер на войне – это тот же боец, главное его оружие которого – слово.

Нужно сказать, что к войне оказалась неподготовленной не только украинская армия, но и наши медиа. Поэтому, военным репортерам тоже пришлось обретать опыт с нуля.

Понимание специфики войны к мирному журналисту приходит не сразу. Мы уже писали, что желание некоторых журналистов подать эксклюзив без учета военной обстановки неоднократно приводили к обратному эффекту – созданию реальной угрозы нашим подразделениям.

Здесь очень актуальным остается гиппократовкий принцип «не навреди», потому как журналист на войне представляет собой источник информации, который могут использовать военные разведчики. Кстати говоря, в настоящее время анализ открытых источников позволяет специалисту добыть до 90 % необходимых сведений.

Разведывательными органами изучается буквально все, что подается в открытых источниках. Если говорить о видеорепортажах, то огромный интерес представляют ориентиры на местности, вооружение, условия обеспечения солдат и даже голосовые интонации в диалогах. Из «откровенных» репортажей из зоны АТО вполне можно подучить данные о настроениях бойцов, фортификационных сооружениях или уязвимых местах нашей обороны.

Вот несколько примеров 2014 года, которые нетрудно отыскать на видеохостинге YouTube (в нашем материале названия телеканалов, фамилии и лица военкоров скрыты):

Журналист известного канала довольно подробно рассказал о системе обороны г. Мариуполя.

На снимке отчетливо видны фортификационные преграды и ориентиры: слева – линия электропередач, справа – рекламный щит сети гипермаркетов «Метро», за репортером в 250 метрах – жилой массив.

Подобная информация позволяет определить точные координаты блок-поста, а также использовать эти данные для диверсионных целей.

Ракурс, который взял оператор показывает сектор обстрела и обзор из укрытия блок-поста. С помощью этих данных нетрудно определить направления, закрытые для обзора. Это вполне может быть использовано неприятелем для планирования нападений на блок-пост.

Сюжет, который поразил своим солдатским откровением.

Бойцы честно рассказывают репортеру:

– Вчера со стороны России зашло пятьдесят танков, а у нас только семь РПГ. Все. Больше ничего противотанкового у нас нет, – говорит первый боец.

– А кроме РПГ что еще у вас есть? – интересуется журналист.

– «Мухи» еще есть и АКМы 1962-го года, – рассказывает второй боец.

Признания бойцов можно считать кладом для вражеских разведчиков. По таким данным вполне можно определить боевой потенциал данного подразделения и правильно спланировать мероприятия по его атаке.

Журналист не должен был подавать данный материал в новостную рубрику. Подобная информация вполне могла бы быть использована в итоговом выпуске новостей, скажем через две недели.

Репортаж начинается словами: «Это – самый восточный оборонительный блок-пост на выезде из Мариуполя. Отсюда до населенного пункта Широкино, где идут боевые действия, около 10 км».

Кроме того, в сюжете, также как и в предыдущем случае, были приведены данные о стрелковом вооружении бойцов, которое «недостаточно для борьбы с танками».

По ориентирам на заднем плане и уже отмеченному расстоянию, а также данным по вооружению вполне можно создать представление об оборонительных возможностях данного подразделения для вражеской разведки.

Сюжет начинается словами:

«Блок-пост в Луначарском – один из семи стационарных пунктов курортного Бердянска. Здесь проходит трасса Херсон-Мариуполь-Ростов. Это стратегический путь на Крым».

В данном случае, частично раскрыта система обороны Бердянска и отдельная задача этого поста. Более того, видео-сопровождение репортажа как нельзя точно служит источником разведывательных сведений для противника. В нем показаны ориентиры, оборудование укрытий, дорожные препятствия, сектор обзора для наблюдения и другое.

В репортаже с блок-поста в с.Марьинка показано панорамное изображение вокруг укрепления объекта. Кроме этого, в комментарии репортажа указывались примерные расстояния до некоторых ориентиров. Подобная информация также может быть использована разведывательными и артиллерийскими подразделениями противника.

В репортаже речь шла об условиях полевой жизни бойцов одного из подразделений. Солдаты выражали множественные недовольства тыловым обеспечением в боевых условиях.

– Бойцы рассказывают, что жить в таких условиях не только некомфортно, но и опасно, – отметила журналистка одного из телеканалов и передала слово командиру взвода.

– Это на самом деле это шалаш, а не блиндаж. Он не выдержит попадания любого осколка, – честно признался командир взвода.

Помимо этого, в сюжете снова же демонстрировались ориентиры, по которым можно распознать его место нахождения.

Подобные случаи, как видим, не единичны. Для многих журналистов в АТО было непонятным, что в своих материалах им нельзя раскрывать численность личного состава, штатное вооружение, позиции и координаты дислокации подразделений.

На войне есть свои правила. Многие солдаты не хотят сниматься. Боятся, что материал раскроет их позицию.

Журналисты, которые побывали в боевых условиях, передают свой опыт в мастер-классах. Вот некоторые советы:

Роман Бочкала:

1. Проверка информации – тема тонкая. Я считаю, что о событиях, свидетелем которых ты стал, нужно сообщать руководству.

2. В репортаже нельзя говорить, на каких позициях стоят наши военные, показывать панорамные кадры, по которым можно узнать местность – враг постоянно отслеживает информацию, попадающую на наши экраны. Лучше будет дать военным пересмотреть то, что сняли: обычно они не слишком много удаляют.

Андрей Цаплиенко:

1. На оккупированные территории нам дорога закрыта. У террористов есть списки журналистов, которым запрещено заниматься профессиональной деятельностью на оккупированной территории. Если поймают – берут в плен.

2. Сюжет не должен навредить его героям. Снимать на передовой надо так, чтобы противник не мог определить позицию военных по видео.

3. Если репортер хочет рассказать о жизни бойцов – то не следует к этому добавлять данные о задачах подразделения и их вооружении.

Дмитрий Крапивенко

1. Каждого человека обязательно спрашивайте, можно ли его снимать. Если люди с оккупированных территорий, тогда применяйте размытое лицо.

2. Снимать технику на позициях запрещено. Особенно если вы под фото напишете, что на позиции такой-то бригады такого-то числа, была такая-то техника.

3. В дороге категорически запрещено снимать на блокпостах. Человек, который так себя ведет – это потенциальный шпион.

4. Если произошла трагедия, кто-то погиб или ранен – не надо лезть с вопросами: «А что вы чувствуете…?».

5. Выполняйте команды старших.

6. Достоверной информацией обладают старшие офицеры. Всю информацию надо сверять с ними. Чтобы ваш материал не выглядел, как дембельськпий альбом.

7. Главная заповедь на фронте – не мешать.

***

В Украине идет война. Информационный фронт не менее важен, чем передовая на Донбассе. И репортер на этой войне – это маленькое звено в цепи информационной победы.

Журналистика на фронте – вещь необходимая так же, как и автомат у солдата. Но при этом, журналистика обязана работать на победу в этой войне.

Однако, нужно помнить, что пренебрежение простыми правилами освещения военных действий делает журналиста информатором для разведки противника.

Вячеслав ГУСАРОВ, эксперт ЦВПИ по вопросам информационной безопасности, группа "ИС"

Джерело: Спротив.Інфо

жунралістика війна пропаганда

Знак гривні
Знак гривні