5 кроків, які слід зробити уряду, якщо він справді хоче реанімувати економіку
Представикни найбільших фірм IT-індустрії назвали п'ять кроків, які необхідно зробити уряду України, якщо його на ділі, а не на словах, обходить реанімація власної економіки, не кажучи вже про такі стратегічно-важливі речі, як інноваційний сценарій розвитку.
Про це йдеться у звенненні, яке опубліковане у журналі "Новий час".
1. Защита прав инвесторов и миноритариев. Попробуйте превратить стандартное соглашение о намерениях технологического стартапа в устав украинской компании. Это невозможно! Не секрет, что в отечественной ТОВке у кого 51%, тот и царь. Попробуйте предусмотреть механизм защиты миноритариев от размытия на следующих этапах финансирования или сделать инвестицию в виде конвертируемого займа. Это написано практически в каждом термшите инвестиции в технологический бизнес, но не реализуемо в нашем правовом поле. Но на первом же шаге создания компании, основатели понимают, что придется создавать компанию в США или на Кипре или еще в какой-то иностранной юрисдикции. От создания до выхода часто проходит 7-10 лет и за этот период те, кто вложили деньги первыми, должны быть уверены, что в случае успеха они получат причитающийся им возврат от инвестиций. На сегодняшний день, все украинские технологические компании либо живут на “пацанских договоренностях”, либо создается в других юрисдикциях, т.е. фактически не являются более украинскими. Украинское законодательство переполнено императивными нормами, и часть из них регулируют корпоративное законодательство. Если мы хотим увидеть хоть одну реальную украинскую технологическую компанию, нужно срочно отдать отношения между учредителями на откуп их персональным договоренностям, как это сделано во всех развитых юрисдикциях: Великобритании, США, и даже на Кипре. Кроме того, необходимо предусмотреть нормы о защите прав инвесторов и миноритариев, приведя украинское законодательство в соответствие общепринятым цивилизованным нормам.
2. Дерегуляция предпринимательской деятельности. Мы не просим налоговые льготы! Но не секрет, что каждый человек, создавший компанию в Украине, становится автоматически объектом атак разнообразных “рэкетиров в законе”, мытарей и попрошаек: налоговой службы, санэпидемстанции, пожарных, УБЭП, УБОП, налоговой милиции, СБУ. Мы иногда шутим, что спасибо, что хоть ГорОНО не приходит! Каждый предприниматель рискует своими деньгами, временем, нервами своих сотрудников, деньгами своих партнеров, чтобы создать жизнеспособный организм, который будет потом кормить сотрудников и платить налоги стране. Но когда к этому риску добавляется перспектива получения уголовного дела за преступление, которое ты и не думал совершать, то многие предпочитают даже не начинать рисковать. Если мы хотим видеть стабильный поток стартапов, причем не только в технологическом бизнесе, а и вообще развитие мелкого и среднего бизнеса в стране, необходимо защитить ростки будущего бизнеса от многочисленных контролирующих органов. Понятно, что дерегуляция требует изменений в законодательстве и в органах исполнительной власти, но кто мешает уже сейчас презентовать дорожную карту по дерегуляции? Или ее нет?.. Кроме того, для начала хорошим подспорьем была бы горячая линия антикоррупционного бюро, которое бы оперативно сажало вымогателей от власти. Эффект от этого простого хода уже был бы колоссальным.
3. Реальная борьба с коррупцией, особенно в судебной власти. В Украине масса хороших судей. Судей, которые способны не просто принять решение, а объяснить и описать, почему они приняли такое решение. Но есть и другие судьи, которых, к сожалению, большинство. Некоторые позволяют себе бросить в адвоката папкой судебного дела; чей-то юридический интеллект находится на уровне заведующего кадрами, откуда, собственно, он и стал судьей “за выслугу лет”; ну и конечно масса очень молодых судей без достаточного практического опыта, которые в силу обстоятельств чувствуют в себе силы принимать справедливые и мудрые судебные решения.
У нас так и не появилось сито, через которое можно было бы просеять серую массу чиновников-бездарей и чиновников-коррупционеров. Простое упражнения “уволить всех и принять на работу по конкурсу” сейчас опробуют на МВД. Дальше на очереди должны быть судьи. И сколько бы достойных судей не отсеяло это упражнение, скольких бы случайных людей оно не привело в судебную систему, все равно будет лучше чем сейчас.
И еще. Стоимость (т.е. официальные судебные расходы) судебного процесса в Украине - это смешные цифры по сравнению с судебным процессом в Штатах или Англии. Возможно, увеличив судебные расходы, вы отучите городских сумасшедших судиться с ЖЕКами, а soviet-style предпринимателей годами судиться друг с другом за 100 тыс. грн.? Это разрулит судей и позволит им наконец сосредоточиться на написании мотивированного решения, а не текста “на отцепитесь”, с орфографическими ошибками, из которого порой не ясно, в чью пользу решение. Возможно, для вас не секрет, что суды в Украине, в основном, существуют для собирания мзды даже с тех, кто прав. Кстати, от представителей оффлайн бизнеса мы слышим, что коррупция в судах не только не уменьшилась, а расценки в судах остались в у.е. - зажравшиеся чиновники ведь тратят свои деньги не в Украине и далеко не на украинские товары.
Но что же нам предложили в итоге? - ликвидировать хозяйственные суды. Это такое тонкое издевательство над бизнесом с целью загнать нас в районные суды, в которых даже не всегда электронные базы нормативных актов есть.
4. Легализация выплаты зарплат программистам. Не секрет, что ни один стартап не берет в штат программистов. Мало того, что за головы наших программистов приходится конкурировать с международными компаниями, что изначально подразумевает высокие зарплаты, ни у кого нет возможности с зарплаты в $3000 заплатить еще $2000 налогов. Фактические все работают либо с СПД или вообще в лучших традициях 90-х - за наличность. Можно много рассуждать на тему того, чем программисты лучше доярок, и как в других странах, но на самом деле все гораздо проще. Можно оставить все как есть - и это означает, что все стартапы будут существовать в тени и не иметь надежды поднять финансирование от приличных иностранных инвесторов. Можно заставить их платить все налоги на фонд заработной платы и работать в белую, что резко снизит их количество и шансы на появление каких-либо новых стартапов. А можно зафиксировать и легализовать существующую фактически ставку налогообложения, и в будущем пожинать в бюджет плоды от динамичного роста индустрии, а не от увеличения налогового давления.
5. По-настоящему повернуться лицом к инновационному бизнесу. “Злочинна влада” пыталась играть в PR вокруг поддержки инноваций - даже бывший Президент употреблял это непонятное слово в своих речах. Новой власти как-то не к лицу подражать предшественникам, поэтому зазвучали противоположные лозунги, мол, “нет преференциям”, или “да, мы аграрная страна, но мы этим гордимся”. Поворот действительно надо было делать, но противоположность от того, что делали “попередники” - это перейти от произнесения непонятных слов про инновации к реальным попыткам дать толчок развитию инновационного бизнеса в стране. Почему-то премьер-министру Малайзии не стыдно открывать международный форум по ИКТ и потом еще не зазорно прийти вечером на гала-ужин, а простой чиновник из индийского аналога нашего минтранса может рассказать по бизнес-моделям ИТ-компании такие вещи, что наши предприниматели слушают и записывают… Понятно, что в стране война и Президент, просыпаясь утром после нескольких часов сна, скорее всего, читает сводки оттуда. И все же, Израиль построил инновационную экосистему, не прекращая войну. Ранее отсталые страны третьего мира, такие как Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Сингапур, Индия, Китай, доказали, что если инновационный бизнес становится реальным приоритетом для государственных мужей, то все возможно. У нас есть природный ресурс - это армия из сотни тысяч высоколиквидных инженеров, есть уже и опытные предприниматели, но каждый из них занят тем, чем и должен быть занят - ростом личного благосостояния. При этом, все, что необходимо сегодня - это координация действий и возможностей, внешних и внутренних, финансовых и технологических по запуску и развитию технологических кластеров, в том числе и технологий двойного назначения. Необходимо определить с этой целью структуру и персоналии, которые бы обеспечили квантовый скачок в технологическом развитии и использовали шанс быть в первой десятке европейских стран с инновационной экономикой. Сейчас - тот момент, когда индивидуализм каждого из них может раскрутить маховик роста индустрии, которая будет кормить всю страну. Но это возможно только если маховик будет держаться на стержне политического лидера, по-настоящего сфокусированного на этой идее.