Хто контролює аеропорт: спроба прояснити становище (ІНФОГРАФІКА)
Розслідування від гіків з ConflictReport щодо того, хто контролює аеропорт у Донецьку, з графічними поясненнями.
Переклад - Глобус України.
15 января началось «решающее наступление» российской армии вторжения на Терминал №1 и диспетчерскую вышку аэропорта, которые до тех пор удерживались украинской армией и добровольческими силами. С тех пор война за аэропорт продолжает усиливаться. Информация о том, кто что контролирует, отличается. Тогда как российская сторона заявляет, что контролирует весь терминал с 16 января, украинские власти утверждают, что «отразили» все атаки и «удерживают терминал». Выходит, одна сторона лжет?! Я в этом не уверен, поскольку правда в основном лежит где-то посредине, или, в данном случае, в разных частях большого комплекса терминала. Поговорим об этом подробнее позднее.
С начала боев в терминале я пытаюсь извлечь информацию из видеоматериалов, поступающих из здания, пытаюсь проверять сообщения и заявления обеих сторон. Делать это не так-то легко, так как многие проукраинские «эксперты» утверждают: «Россия всегда лжет. Их СМИ — исключительно инструмент пропаганды», или даже: «Это не может быть терминал, поскольку его удерживает украинская армия, согласно ее заявлениям». Разумеется: Россия лжет! Пропаганда содержится в каждой секунде их репортажей с оккупированного Донбасса. Но сам факт существования кадров из некоторых зон и мест доказывает, что в их заявления есть зерно истины в самом базовом, почти «физическом» смысле, то есть: Если вы ведете репортаж из терминала и подтверждаете это многими часами видео за 5 дней, то вы в терминале, не важно, какие выводы ваша или вражеская пропаганда сделает из ваших заявлений. В связи с этим я могу и должен использовать любое доступное видео из зоны боевых действий, вместо того, чтобы верить заявлениям любой из сторон, если я хочу действительно изучить текущую ситуацию и понять, кто что контролирует в Донецком аэропорту. И если 95% этого видео исходит от российской стороны, я буду использовать в основном именно его, вне зависимости от его происхождения и пропагандистских целей (по указанным выше причинам). Итак, этот анализ — попытка прояснить ситуацию, на основании как можно большего количества съемок и недавних свидетельств, и нет гарантии, что он окажется полностью верным.
Ситуация вокруг Терминала 1 — по моей информированной оценке — по состоянию на день вчера, 18 января 2015 года выглядела так (Красный цвет: удерживается Россией, Синий: удерживается Украиной):
Большая часть территории удерживалась российскими войсками, а именно батальоном «Спартак» — российским подразделением с несколькими наемниками из России на зарплате и очень малым количеством бойцов, родившихся в Украине — под командованием террориста «Моторолы». Сюда входят — разумеется — все развалины Терминала 2 и даже площадка перед ним, а также парковка, используемая как плацдарм для завоза новых войск и боеприпасов в сам терминал на российских БТР-80 практически каждый час (см. фото ниже).
Однако удерживаемая российскими войсками зона также включает в себя большую часть самого нового терминала, включая входную зону, главный зал аэропорта, всю восточную сторону со стороны Терминала 2, переднюю сторону со стороны ворот, а также часть логистической инфраструктуры внутри, включая отдел транспортировки багажа. (По всем ссылкам есть твиты с фотографиями, подтверждающими это заявление за последние 3 дня) 17-го января российская армия вторжения даже сочла северную сторону терминала рядом с воротами достаточно безопасной, чтобы привести туда лидера террористов «ДНР» Захарченко, вероятно, самую крупную цель украинских властей. Хотя можно утверждать, что ему определенно угрожал удар украинской артиллерии внутри терминала, россияне никогда бы не привели его внутрь, если бы сохранялась опасность вооруженного столкновения с украинскими войсками внутри него. Так что они были ОЧЕНЬ сильно уверены, что этого не произойдет.
Итак, контролируют ли они его «весь», как заявляют? Разумеется, нет. Есть три причины, по которым это заявление неверно:
1 Имеется видео, размещенное обороняющимися украинскими «киборгами», играющими в футбол внутри терминала 16-го января.
Действительно, этой съемке три дня, и согласно оперативной геолокации, она была снята в крайне северо-западной части цокольного этажа терминала. Однако это доказывает то, что по крайней мере через день после того, когда россияне заявили, что полностью взяли терминал, это было не так.
2) 15-го января россияне выложили съемку со всех сторон терминала, также с западной стороны с записью обстрела башни Донецкого аэропорта. С тех пор таких съемок в сети не появлялось. Также не было никаких подтверждений того, что они по-прежнему контролируют западную часть здания. Это может означать, что украинская армия действительно «отразила» российское наступление в этой части терминала приблизительно 16-го января, обеспечив критически важный безопасный коридор для подвоза подкреплений и снабжения обороняющихся в западной части комплекса. Однако это все, чего она достигла, после чего раздув этот крошечный успех до «полного контроля» в своей пиар-кампании. Приведенная ниже нарисованная 19-го января карта демонстрирует не только, кто что контролирует, согласно моему анализу, но также «зоны безопасного передвижения», что много говорит о том, кто контролирует какую сторону и может вести оттуда огонь, покрывающий обзор с нее. Следует уточнить, что эти «безопасные зоны» не защищены от обстрелов артиллерии средней дальности и РСЗО, но защищены от непосредственного огня противника из близлежащих зданий.
Как видно на карте, российские войска, как и украинские войска, по-видимому, имеют зоны безопасного передвижения, через которые они могут осуществлять снабжение / присылать подкрепления своим войскам и эвакуировать раненых — что приводит нас к последнему пункту, доказывающему, что украинские войска до сих пор удерживают небольшую часть терминала:
3) Они несут потери. Этот пункт поначалу звучит странно, но становится понятнее, если над ним подумать. Украинские войска несут многочисленные потери в терминале, что означает, что они все еще там. Только вчера 14 Киборгов получили ранения внутри и были эвакуированы под покровом темнотыэтой ночью, по заявлению СНБО Украины. За последние 5 дней более 50 были убиты и ранены. Конечно же, можно заявлять, что для сохранения видимости украинского присутствия внутри, СНБО могли искуственно «перенести» внутрь терминала часть потерь, фактически понесенных в других местах, но это кажется крайне маловероятным, поскольку несколько волонтеров подтверждают проведение такой опасной операции по эвакуации.
Итак, какие можно сделать выводы?
Согласно моему анализу, на данный момент российские войска контролируют 90% терминала, а также все южные и восточные окрестности в основном уничтоженного здания. При этом украинские Киборги закрепились на небольшом участке цокольного этажа на северо-западе терминала, до сих пор сохраняя крайне спорные линии снабжения благодаря собственной массовой артиллерийской поддержке и невозможности российской артиллерии «Спартака» и других попасть по этой части терминала.
В то же время эта ситуация за последние 4 дня тяжелых боев значительно не изменилась. Россияне не смогли выбить последних защитников терминала, а украинцы не смогли вернуть контроль над значительными его частями, не говоря уже о стратегически важных окрестностях и инфраструктуре. За последние 5 месяцев боев стало понятно: «Кто засел в терминале, остается в терминале», причем его оттуда могут выбить только месяцы бомбардировки самой тяжелой артиллерией и ракетами, как и значительные собственные потери (россияне потеряли не менее 500 человек, прежде чем им удалось войти в терминал). Последние дни показали, что это верно и для украинских попыток контратаковать. В итоге, текущие события следует рассматривать как очередную военную неудачу украинской армии и правительственной стратегии удержания фронта, не говоря уже о «возвращении Донбасса», или хотя бы всего аэропорта, как вчера обещал президент Порошенко.
Остается под вопросом, действительно ли ситуация столь «изменчива», как утверждают многие аналитики уже четыре дня, поскольку территориальные изменения снаружи и внутри терминала представляются незначительными. Эта статья — попытка понять, как ситуация выглядит на данный момент, причем не именно сейчас, поскольку после серьезных столкновений вчерашним [18 января] вечером все МОГЛО измениться. Однако эту статью следует рассматривать лишь как «слепок ситуации», на основании которого можно строить дальнейший анализ, не попадаясь на удочку пропаганды и преувеличенных заявлений обеих сторон конфликта.