Крым не понимает что такое Украина, Украина не понимает что такое Крым. Как не потерять полуостров
Сложность Крыма - не просто результаты переписи 2001 года с определенными процентами крымских татар, русских, украинцев, и, как любят сокращать и забывать, - прочих национальностей. Это динамичная картинка, где разные идентичности наслаиваются одна на другую.
Автор: Ольга Духнич
Крым и Украина. Мы ничего друг о друге не знаем. Серые пятна на общей карте. Более того, многие живущие в Крыму переживали это взаимное незнание как заброшенность Крыма материковой Украиной, а многие живущие в материковой части Украины – как самоизоляцию Крыма от остальной части страны.
Дальше несколько тезисов, которые важны для понимания того, как дальше взаимодействовать с Крымом.
ТЕЗИС № 1. Со времен независимости Украины Крым не говорил с материковой частью Украины. Материковая часть Украины не говорила с Крымом.
Между этими субъектами не образовалось пространства диалога. И я не даже не столько и не только о политическом диалоге, а о культурном, повседневном, социальном, где каждый из субъектов оказывался разным и сложным, но не антагонистом.
Да, мы говорили друг о друге шаржами, карикатурами, частными диалогами по поводу «вашей несвежей кукурузы на пляже и совковых курортов» - с одной стороны и «вашей дурацкой мовы» - с другой. Мы никогда не создавали возможности быть обоюдно понятыми.
Понимать – значит обеспечивать доступ к смыслам друг друга.
Обеспечивать доступ к смыслам друг друга – значит говорить, используя опыт, понятный другому человеку и договориться о терминах, что и чем называть.
Вы не сможете объяснить иностранцу обычай «на посошок», не опираясь на опыт доступный ему. Точно также невозможно объясниться друг с другом, не создавая сначала однозначных и общих смыслов для себя, затем оборачивая их в простые слова, понятные другому человеку, субъекту, территории.
И вот ту начинается проблема. Потому что и «Мы - Украина» и «Вы - Крым» - пока не существуют кроме как общее место на карте, обведенное единой линией государственной границы, мы вместе все еще не научились объединяться, но продолжаем делиться на регионы, берега, разные народы, разные культуры.
Оттого нам кажется, что мы очень разные в своей общей сложности. И вот сейчас мы у порога новой возможности сформировать общие позиции, фигуры субъектов и общее будущее. Этот момент важно не упустить.
Потому сейчас попробую рассказать о том, что такое «Вы-Крым», как человек, который в Крыму пожил и Крым поисследовал.
ТЕЗИС № 2 Крым - это сложно.
Сложность Крыма - не просто результаты переписи 2001 года с определенными процентами крымских татар, русских, украинцев, и, как любят сокращать и забывать, - прочих национальностей. Это динамичная картинка, где разные идентичности наслаиваются одна на другую. Например, возьмем три большие перечисленные группы, без исторической памяти И травм прошлого, здесь-и-сейчас, как они есть:
1. В Крыму есть русские по этническому самоопределению люди, которые считают себя гражданами Украины, занимают про-украинскую позицию и два эти самоопределения для них не противоречивы
2. В Крыму есть русские по этническому самоопределению люди, которые вынужденно имеют гражданство Украины или не имеют его вовсе.
3. В Крыму есть русские по этническому самоопределению люди, которые имеют 2 паспорта являясь одновременно гражданином и Украины, и России.
4. В Крыму есть русскокультурные, но по этническому самоопределению украинцы, которые считают себя гражданами Украины.
5. В Крыму есть русские считающие себя «островными крымчанами».
6. В Крыму есть русские, считающие себя крымчанами русского Крыма.
7. В Крыму есть этнические по самоопределению украинцы, которые считают себя крымчанами украинского Крыма.
8. В Крыму есть этнические по самоопределению украинцы- прихожане УПЦ МП с проукраинской гражданской позицией и без
9. В Крыму есть этнические по самоопределению украинцы- прихожане УПЦ КП с проукраинской гражданской позицией.
10. В Крыму есть крымские татары со светской этнической крымскотатарской идентичностью, с активной прокрымской и проукраинской гражданской позицией и без нее.
11. В Крыму есть крымские татары с преобладающей религиозной исламской идентичностью и этнической крымскотатарской идентичностью с активной прокрымской и проукраинской гражданской позицией и без нее.
12. В редких случаях в Крыму есть крымские татары – христиане и крымские татары – христианские протестанты.
13. В редких случаях в Крыму есть русские и украинцы, принявшие Ислам и ставшие частью религиозной мусульманской общины.
И это еще далеко не полный список и только по трем измерениям – гражданство, этнос, религия. У каждой из этих групп, свои смыслы и свои интересы. И вы можете сколько угодно говорить о процентах переписи – этих интересов она не отражает. Как не отражает их ни один из дискурсов обращенных во вне. Потому мой третий тезис таков:
ТЕЗИС № 3. Крым – это еще не субъект, но остров. "Вы-Крым" еще не состоялся.
Остров, со своим островным мышлением, с тупиковым положением на карте коммуникаций страны, из-за своей сложности и обремененности прошлым, не способный породить общих и легко транслируемых материковой части Украины смыслов. В чем-то даже беспомощный в своем многоголосье и множестве мотивов, говорящий одновременно и разное - материковой Украине и соседней России.
Он сам себя не очень понимает, и не очень осознает как целое - не думает одновременно и о своей степной, и о своей горной, и о своей морской части. Человеческое многообразие Крыма повторяет его географическое разнообразие.
Сегодня Материк и Остров вновь могут не говорить друг с другом, но уйти друг от друга они не смогут. Анатомия – это судьба, но и география – не меньшая судьба.
Все это хочу закончить словами близкого по духу человека:
"Каждый добрый остров привязан к культуре конкретного материка и страны; но и материку, стране нужен остров - это усложняет их внутреннюю структуру, что и создает пространство для диалога и развития."
Мы называем Крым островом Украины-материка не с целью сепарации, а потому что культурно и исторически, регион наделен островным мышлением. Островное мышление может быть безопасной ценностью, его не нужно изменять и переделывать. Крым интересен и своеобычен, он уникален людьми, традициями, культурами, природой, климатом. Но его уникальность не создает границ, она приглашает к диалогу и общению, совместному бытию.