Ф

Феномен забора: политическая система мертва, будущее формируется «на улице»

Единственно возможный политический процесс проходит сейчас «на улице». Разумеется, это не означает, что он будет «хороший», «добрый», и что он обязательно приведет нас в светлое будущее. Предыдущая неделя была отмечена борьбой украинцев с забором вокруг Рады. Украинцы, выступавшие под псевдонимом «афганцы» и «чернобыльцы» несколько раз ломали злосчастный забор, вступали в конфликт с органами «охраны правопорядка» и затем расходились на вечерний отдых.

Другие украинцы, которым не посчастливилось жить в Киеве и развлекаться с приятным во всех отношениях забором, митинговали возле своих органов власти.

Автор: Владимир Золоторев

Штатные комментаторы увидели в происходящем хитрый план администрации президента по «выпуску пара» из населения. Действительно, действо отдает какой-то опереттой. Поломали забор, потом забор опять поставили, потом его опять поломали, в общем, - все заняты, все при деле, протестующие протестуют, милиционеры охраняют от них преступный режим.

Как ни крути, а получается, что происходящее выгодно исключительно президенту Украины Виктору Федоровичу Януковичу. Виктору Федоровичу давно уже пора как-то определиться с тем, кто виноват в том, что у него ничего не получается.

Такова, собственно, общепринятая среди комментаторов точка зрения на события. Однако, у происходящего есть еще одна сторона, о которой почему-то забывают. Сторона эта состоит непосредственно из людей, участвующих в событиях.

Мы все прекрасно знаем о том, что народ не выйдет на митинг, если митинг ему не подходит. То, что объектом предъявления претензий становится не Янукович, а парламент тоже далеко не удивительно.

Когда-то давно автор этих строк написал «реальную конституцию Украины». Так вот, депутатам там были посвящены целых две статьи. Статья 47 утверждала, что «Депутати існують задля того, аби всі знали, хто у цьому винен.” Статья 48 уточняла “Кожна особа, причетна до діяльності Держави, якщо вона пояснює щось публічно чи виправдовується в чомусь, вважається депутатом”.

У нас так было всегда, депутатов ненавидят больше всех, хотя реального зла они причиняют меньше всех прочих чиновников. Причина — в публичности депутатской деятельности. Депутатов показывают по телевизору, само депутатство заставляет их быть на виду и постоянно выступать с какими-то речами.

Хочу уточнить — я не отрицаю, что организаторы акций вполне могли сознательно вынести за скобки фигуру президента и сосредоточить гнев протестующих на Раде и Кабмине. Однако, говорит ли это об удачном манипулировании? Нет, власть «навязала» людям то, что они и так хотели.

"Поламай забор" - любимое развлечение протестующих против сокращения льгот

Вообще говоря, у автора этих строк сложилось твердое убеждение в том, что протестующим было все равно против кого именно протестовать. Просто забор вокруг Рады является с одной стороны символом агрессии государства против народа, с другой — удобным предметом для силовых упражнений.

Именно поэтому они и сосредоточились возле Рады и возле забора. Думаю, что по мнению митингующих куда подальше должны пойти все ветви власти, с президентом во главе. Отсутствие антипрезидентского акцента на митингах может быть и играет какую-то роль в играх внутри государственного аппарата, но абсолютно ничего не означает для непосредственных участников акции.

Поэтому, не может быть и речи о каком-то «выпуске пара». Безусловно, с помощью поломки забора чиновники пытаются решить свои проблемы, однако, они не контролируют процесс, как им это возможно, кажется.

Процессы «внизу», на самом деле никто не контролирует и никто ими не управляет. И это — самое важное в нашей теме.

“Донецкие” характерны тем, что они считают опасными и способными на какие-то самостоятельные действия только «уважаемых людей».

Они рассматривают политику исключительно как способ решения материальных проблем и потому полагают, что «простой человек» в политику добровольно лезть не будет. Янукович прямо сказал об этом в своем знаменитом спиче о скупке оружия. Простые люди, по его мнению, терпят, но никуда не лезут. Добавим сюда еще один эффект, известный в народе под названием «каждый судит по себе».

Имея большой опыт проведения платных «акций протеста», донецкие считают любое мероприятие и любую политическую деятельность исходящей только от «сильных мира сего», которые преследуют цели «захвата власти», которая, в свою очередь, нужна им для решения личных материальных проблем.

Это, конечно, большая ошибка «донецких» и она сильно облегчает борьбу с ними для тех, кто всерьез решит этим заняться. Однако важный и существенный для развития страны вопрос состоит не в том, насколько далеки «донецкие» от народа и насколько легко с ними будет справиться. Настоящая проблема состоит в том, что украинская политэкономическая машина окончательно пришла в негодность.

Собственно говоря, она никогда особо хорошо и не работала, точнее, всегда работала плохо. Реальные повседневные задачи людей решались через коррупцию. Донецкие отличаются от прочих властей тем, что они перекрывают именно эти механизмы. Причин, по которым они так поступают, существует множество, но не последние из них сугубо объективного характера. Дело в том, что такая система не может существовать долго.

Грубо говоря, для того, чтобы получить власть (и ее поддерживать) нужно обещать «кормить народ», а для того, чтобы его кормить, нужно его разорять. Собственно, эту проблему, характерную для всех «государств всеобщего благосостояния», - той модели, которую позаимствовала Украина в 90-х, - и пытались решить все наши правительства и президенты.

Предшественники донецких обычно через некоторое время после выборов махали на проблему рукой. Это был выход, но лишь частичный. Сейчас же сели практически все, да еще и мировой кризис. Да, коррупция работала и «решала вопросы», но коррупция крайне нестабильная и ненадежная вещь, ведь чиновники постоянно изобретают что-то новое в надежде заработать на этих инновациях.

В итоге, в экономической (и политической) жизни нет правил. А если нет правил, значит нет развития, поскольку нет «длинных» и малоприбыльных проектов, создающих капитал. Эта деятельность имеет в такой ситуации слишком высокий риск. Люди всегда поступают как проще и винить их за это нельзя. В нашей ситуации проще было устроиться где-то возле власти и «зарабатывать» за счет уничтожения конкурентов, получения монопольных привилегий и т. д.

В итоге, пирог, который следует делить, постепенно сокращался и досокращался до прихода «донецких». Теперь они пытаются заставить всех жить по формальным правилам, которые всегда конструировались у нас так, чтобы их невозможно было выполнить. Но сами то по них жить не хотят. Понятно, что задача эта не имеет решения, но в данном случае, для нашей темы важно другое.

Важно то, что украинское общество само пытается найти выход из ситуации. Обычно здравомыслящие люди ругают наше общество, обвиняя его в пассивности, соглашательстве, жадности, неспособности к организации и прочих грехах. Все это, конечно, имеет место, но нужно замечать и другое.

Фактически, с 2004-го года украинская политиэкономическая машина находится в ступоре. И сейчас именно общество пытается искать пути выхода. Обратите внимание на то, сколько у нас возникает (и исчезает) организаций по «спасению Украины». Думаю, что каждый второй состоит в такой организации, а каждый третий что-то такое создал. Общество бурлит идеями, разумеется, в этом нет «порядка» и организованности, да, каждая вновь появившаяся контора сразу же претендует на монополию, да никто никого не слышит, но процесс, тем не менее, идет и идет он довольно быстро.

Обратите также внимание на то, насколько неадекватной кажется нам власть и насколько беспомощной (прежде всего в идейном смысле) кажется нам оппозиция. На самом деле, это не они беспомощны, а это мы живем в другом времени, значительно опережая их. В году эдак 98-м мы бы живо интересовались тем, что сейчас предлагает нам сейчас оппозиция в качестве повестки дня, ну, а сегодня это уже никому не нужно.

Наша политэкономическая система мертва. Ее невозможно возродить. Чем быстрее мы поймем, что там нет ничего живого и работоспособного, тем быстрее мы найдем выход из положения.

Единственно возможный политический процесс проходит сейчас «на улице». Разумеется, это не означает, что он будет «хороший», «добрый», и что он обязательно приведет нас в светлое будущее. Количество сценариев безгранично, возможно даже, что государтсву удастся «заморозить» процесс на некоторое время путем репрессий.

Но это уже ничего не изменит. В любом случае, конкретный сценарий определяется выбором множества людей, в нем нет никакой заданности. И можно предположить, что если люди будут учитывать в своем выборе тот факт, что в нынешней политэкономической системе им «нечего ловить» их выбор будет более адекватным.

Нужно видеть, что процесс сборки-разборки страны идет сейчас только «внизу», нужно понимать мощь этой волны. Ну, а игры с заборами — это просто заметная всем пена.

Ще одну статтю про те чи вдасться громадським активістам якось вплинути на майбутнє читайте тут

Рада протести суспільство політика

Знак гривні
Знак гривні