Тимошенко, Луценко и даже Волга. Почему сажают всех подряд?
Власть «донецких» характеризуется, среди прочего, арестами и «посадками» политиков и чиновников, в масштабах, ранее невиданных для Украины. Это явление, естественно, привлекает внимание и, естественно, требует анализа. Попробую предложить свою версию того, с чем мы имеем дело.
Автор: Владимир Золоторев
Практика
Для начала я сделаю несколько утверждений. Если вы согласны с ними, стало быть, вам легче будет читать дальше, если нет — то можно и не читать. Итак, я утверждаю, что в рамках действующего законодательства и существующей практики «посадить» можно любого предпринимателя.
Второе утверждение — в этих же условиях «посадить» можно любого чиновника. И, наконец, третье утверждение - «предприниматели» и «чиновники» представляют немного отличающиеся друг от друга ипостаси одного и того же процесса.
Деятельность первых невозможна без благословения и контроля вторых, а жизнь и должности вторых бессмысленны без первых.
Если согласиться с этими утверждениями, то нетрудно заметить, что сажали в Украине всегда. Будучи в свое время журналистом и политическим активистом я постоянно получал просьбы о помощи со стороны предпринимателей, которым угрожали «посадкой». Поступали такие просьбы и от чиновников самого разного ранга.
Нынешняя ситуация отличается тем, что «сажают» высокопоставленных деятелей. Это бросается в глаза. Однако, это не означает, что всех прочих стали сажать меньше. Думаю, даже, что больше, но это, конечно, личные оценки, а не статистика. Происходит это потому, что совпало несколько обстоятельств, о которых мы и поговорим.
Экономические обстоятельства
«Открытие уголовного дела» - это в условиях феодального государства, каким является Украина, своего рода способ конкурентной борьбы. Для государства же — это услуга, которую оно продает потребителю. Поэтому в нашей стране огромное количество контор, которые имеют право заводить уголовные дела. Не может этого делать разве что министерство культуры.
С другой стороны, право посадки является основой обычного вымогательства со стороны государства. Трудно найти предпринимателя, на которого не заводили бы уголовного дела или не угрожали бы его завести. Попытки одних чиновничье-предпринимательских групп «наехать» на другие, а тех, в свою очередь, отбиться от первых, составляют основу нашего политического процесса и политэкономической жизни в целом.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что такая система является «игрой с нулевой суммой», то есть, банальным перераспределением. В таких условиях невозможен экономический рост, для него нет ни малейших стимулов. Хуже того, очевидно, что национальное богатство постоянно сокращается при том, что количество претендентов на его перераспределение постоянно растет.
Чтобы поддерживать эту систему, государство нуждается в огромном аппарате насилия. Однако, этот аппарат никогда не «жил на одну зарплату». Он всегда действовал по принципу «на тебе пистолет и крутись, как хочешь». Следовательно, чтобы прокормить себя в условиях сокращающегося производства, этот аппарат вынужден все время увеличивать насилие, что мы и наблюдаем.
В свою очередь, рост насилия со стороны государства увеличивает спрос на уголовное преследование как способ защитить себя или нажиться на устранении конкурента. В общем, это такая система с положительной обратной связью, которая сама себя раскачивает, пока не взорвется.
Обстоятельства общественного договора
В украинском общественном договоре «право посадки» играет важную роль. Причиной существования социальных феноменов является деятельность людей. Попросту говоря, если что-то существует, то это потому, что кто-то этим пользуется. Наше общество основано на праве сильного отбирать у слабого и праве слабого воровать у сильного.
Можно предположить, что «право посадки» играет в нем сдерживающую роль. Это своего рода механизм «социальной справедливости», обеспечивающий стабильность. Ты можешь грабить сколь угодно долго, но ничто не делает тебя неуязвимым от «права посадки».
Людям нравится, когда на начальников заводят уголовные дела и всячески заставляют их беспокоиться. «Посадка» известного человека почти всегда вызывает радость и чувство удовлетворения у значительной части публики.
Политический процесс
Если брать наиболее громкие дела, а именно, Тимошенко и Луценко, то здесь мы имеем дело также с уголовным преследованием, как частью политического процесса. Всех удивляет тот факт, что преследование Луценко и особенно Тимошенко только добавляет им популярности.
Все удивляются «неужели донецкие не понимают этого». Это — действительно новое обстоятельство в новейшей украинской истории. Думаю, что суть его состоит в том, что «донецкие» попросту уверены в том, что в политическом процессе принимают участие только «лидеры». Они не верят в реальность электоральной поддержки, как и вообще в способность людей поступать самостоятельно и ответственно.
«Наколотые апельсины» и «американские валенки» до сих пор являются частью их мировоззрения. Коль скоро это так, то политический процесс для них состоит всего лишь в устранении возможных конкурентов, а «быдло» не имеет значения.
Бюрократический процесс
Появилось еще одно новое обстоятельство, а именно — сажем так, сильно обострился бюрократический процесс. Если раньше он был направлен исключительно на создание условий для тихой и спокойной коррупции, то теперь с попытками построить «вертикаль власти» на полную мощь заработали сугубо бюрократические механизмы «положительной отчетности». Теперь «решить вопрос» с чиновниками значительно труднее, их действиями руководит не только то, сколько можно получить от решения вопроса, но и то, насколько это безопасно, насколько это понравится начальству и насколько это может послужить «положительной отчетности» ведомства. Последнее обстоятельство до недавнего времени не играло важной роли. Это означает, что в нынешних условиях попав в лапы закона, вам будет гораздо труднее из них выбраться.
Пацанский процесс
Такие изменения в бюрократической среде вызваны господствующим мировоззрением «донецких». Это, скажем так, мировоззрение организованных бандитов. Как ни странно, в нем в полной мере присутствует идея порядка и законности, в том смысле, что окружающий мир должен быть организован так, чтобы было совершенно ясно, что он из себя представляет, кто и кому в нем начальник и почему.
Законность означает соблюдение процедур и следование целям, о которых было договорено. Понятно, что она распространяется только на «своих», окружающий мир является лишь источником дохода и, конечно же, имеет исключительно одни лишь обязательства перед «своими». Бандитская законность предусматривает также и ответственность за действия, опять-таки, в отношении своих и для своих.
До сих пор мировоззрение чиновников определялось феодальными отношениями родства, кумовства и сложных вассальных зависимостей. Неясность, недомолвки, расплывчатость обязанностей и отношений была важнейшим их элементом. Никакой жесткой иерархии не было и в помине. Вассалы довольно легко меняли сюзеренов и наоборот.
Нужно было догадываться, кто кому чего и сколько должен и почему. Самые догадливые побеждали в этой игре. Что до фактической деятельности, то чиновники занимались имитацией, направленной на освоение новых бюджетных (и небюджетных) средств.
У донецких все по другому. Кстати, с их мировоззрением связано и неуемное желание «проводить реформы». Реформы эти, собственно, направлены на то, чтобы «был порядок». В отличие от чиновников предыдущего поколения, которые не считали свою деятельность легитимной и хорошо понимали, что они являются обычными паразитами, эти намерены грабить на законном основании. А для этого нужно сначала провести инвентаризацию объектов грабежа, что и составляет суть «реформ».
Последствия
Несмотря на то, что общественный догвор считает посадку кого попало в тюрьму законным и радующим душу процессом, само «право посадки» подобно ядерному оружию. Чтобы оно работало, им нужно уметь пользоваться. Несмотря на миллионы уголовных дел, заведенных украинцами друг на друга с момента получения независимости, до сих пор в реальности мало кто, особенно из чиновников оказывался в тюрьме и даже под судом.
Дело обычно заканчивалось открытием уголовных дел или просто угрозой такого открытия. Вспомним Кучму, который все никак не мог решиться выгнать Лазаренко или Ющенко, который так и не посадил нарушителей закона в 2004-м году. Это и есть реальное осуществление «права посадки», по другому оно не может существовать.
Люди должны радоваться неприятностям начальников и также должны иметь возможность упрекнуть власть имущих за то, что те так и не наказали негодяев (как в случае президентов Кучмы и Ющенко и их негодяйских врагов).
«Донецкие» не знают и не понимают украинского общественного договора. Они в буквальном смысле слова неукраинская политическая сила. Они нарушают общественный договор в части «права посадки» как с точки зрения «народа» (усиливаются репрессии бизнеса карательными органами государства), так и с точки зрения «элиты» (сокращается свобода предпринимательства для чиновников и растут их риски).
Все это означает потерю легитимности этой власти. Потеря легитимности — страшная штука для государства, так как однажды это государство может проснуться в другой стране. Как именно это происходит — никто не знает, но это происходит обязательно.