Харьков против Налогового Кодекса. 22 ноября
В Киеве обещали революцию. В Интернете шла трансляция событий на Майдане. В Харькове была тишина.
На одном из местных ресурсов после 11 появилась информация, вроде профсоюз предпринимателе собирает митинг на площади Свободы в 12.00. Никакой иной информации в городе не было. Потом рассказывал знакомым - все удивлялись. Ничего, говорят, не слышали.
По дороге зашел на рынок рядом с домом. Все торгуют, даже те, кто бастовал 16-го.
- Не на митинге?, спросил у продавщицы. Нет, мы 16-го бастовали, а большинство работало. Это продавцы промтоваров могут бастовать. А у нас грибы пожелтели. И чего мы добились 16-го?
Спросил продавца промтоваров, они все бастовали 16-го.
- А что, сегодня митинг? А чего требуют? Кодекс то уже приняли?
На площади народу гораздо меньше. Палатки протестующих против выборов сняли еще в субботу. На этом месте теперь стоят такси, часть территории огорожена. И такси гораздо меньше. чем 16-го.
Участников около 4-х тысяч (в СМИ написали 2т.,по-моему, было явно больше 2-х). Но впечатление от митинга гораздо приятнее, чем 16-го.
Митинг был один, а не три. Возле сцены располагался узкий слой патийных и профсоюзных активистов с флагами. Было 5 флагов Батькивщины, после выступления их представителя они исчезли. Было 4 флага Руха, потом 2 исчезли. Были флаги профсоюза предпринимателей и таксистов.
Но за небольшим количеством активистов с флагами и плакатами располагались предприниматели. Тут не было "приведенных" начальством, как 16-го. Люди стояли по одному, по 2-3 человека и внимательно слушали выступающих, активно реагировали, обсуждали. Не было больших коллективов, разговаривающих о своем. Абсолютное большинство присутствовавших были именно предпринимателями. Это было видно и по одежде, и по разговору, и по темам.
Когда выступавший представитель рынка Барабашово спросил - кто тут барабашовский. руки подняли явно больше половины присутствовавших.
Люди возмущались даже не столько кодексом, сколько произволом налоговиков, ставшим непосильным в последнее время. Большинство было настроено решительно. Одобрение вызывали призывы к отставке Правительства в целом и Азарова-Тигипко-Бродского конкретно, причем, на Бродского реагировали особенно шумно. Крики "Ганьба" были самыми толерантными.
Люди аплодировали призывам не дать Кернесу стать мэром (принятие присяги намечено на 24.11). Призывы к референдуму одобрялись, но многие считали их недостаточными. "Что подписи собирать, они же сами их не примут", - говорили между собой двое мужчин по соседству. "За ноги вытащить, а начать с этого" - показали на здание областной администрации. Аплодировали и представителям партий, и зеленому фронту. Но большинство выступавших были от рынков.
Председательствующий призвал желающих подписать обращение к Президенту против кодекса, призыв к роспуску ВР, записываться в будущие сборщики подписей за референдум. К столику с подписями было не протолпиться, очередь желающих подписаться и собирать подписи была длинной.
Постоянно передавалась информация из Киева. Стоявший неполалеку мужчина рассказывал, что его коллега поехал в Киев на автобусе, в Борисполе их высадила ГАИ и они идут пешком.
Некоторые выступавшие удивлялись, почему так мало участников. Но как же их могло быть больше, если о митинге никто не знал. Если информировать только знакомых организаторов, то много и не может быть.
С другой стороны, настроение на митинге сильно контрастировало с царящим в городе. То, что кодекс негодный понимает большинство. Но это же большинство надеется. что его это не коснется. а если и коснется. то он найдет выход. Не в первый раз.
Разрыв между общественно активной частью населения и аполитичным большинством опасно увеличивается.