Як влаштований ринок вживаних авто у Європі і США. У них користуватися старим авто дорого

Оцінка статті на цей момент: +2/-0
Читати Не читати Коментувати
  • 7012 Перегляди
  • 6 Коментарі
  • 12/09/2017Дата публікації

Утримувати машину в Європі в рази й рази дорожче, ніж у нас - і чим вона старіша, тим це стає невигідніше. Тож коли у нас прихильники євробляхи хочуть такі самі дешеві беушки - треба бути готовими до дорогої страховки, податків на неекологічність і обов'язкових техоглядів. Не кажучи, власне, про податки на машину, про які наші "атланти" й чути не хочуть.

Огляд від infocar.ua

Содержать автомобиль в Германии, например, достаточно дорого. В списке затрат, на первом месте, стоит обязательная страховка, стоимость которой определяется больше чем по 20 различным параметрам, включая возраст и пол водителя, стаж вождения, количество страховых случаев с данной моделью и даже данной модификацией и т.д и т.п. Размер ее может отличаться очень сильно, и изменяться в диапазоне от сотни до более тысячи евро в год.

Техосмотр TUV

Его проходят автомобили старше 3-х лет каждые 2 года. Стоимость – от 80 до 120 евро. И это в том случае, если замечаний по технической части нет. Если есть замечания, то эксплуатация запрещается либо до их устранения, либо … утилизация.

Любой ремонт выполняется по технологическим картам завода-изготовителя. Вариант "обработать напильником" не проходит. Если написано менять узел в сборе – его будут менять в сборе. Написано "менять парой" – даже не сомневайтесь – будут менять парой. Это дорого! А кузовной ремонт – очень дорого!

Есть, правда, вариант забрать машину, не прошедшую техосмотр, с диагностической станции – пообещать, что она будет продана "на экспорт" … чувствуете, как падает при этом ее цена?

Налоги

Величина этого налога зависит от объема двигателя, типа топлива и количества СО2, выбрасываемого в атмосферу. Каждые 100 "кубиков" обойдутся владельцу бензинового авто - 2 Евро, дизельного авто с сажевым фильтром – 9,5 Евро, дизельного авто без сажевого фильтра – 10,7 Евро.

Четвертая - экологический налог на величину выбросов СО2. Определяется техническими характеристиками конкретной модели (выброс CO2, г/км), и насколько этот параметр превышает граничные нормы (норма 2014 г - 95 г/км). Нормы периодически пересматриваются в сторону понижения. За превышение тоже надо платить - 2 евро за каждый грамм превышения нормы.

Примерно аналогичная ситуация с налогами на содержание автомобиля и во Франции. С той лишь разницей, что налог устанавливается не на объем двигателя, а на его мощность. Так же, как и в Германии, владельцы машин должны платить за каждый грамм CO2, который их железный конь выбрасывает в атмосферу. Освобождаются от уплаты экологического налога владельцы автомобилей с выбросом СО2 меньше, чем 200 г/км.

Во Франции немного дешевле стоимость техосмотра (от 60 до 90 евро), который автомобиль с 4-го года жизни проходит раз в два года, а после 10 лет – каждый год. Диагностическая карта техосмотра включает 124 параметра, из которых влияющих на допуск к эксплуатации - всего 10. Значительно проще, чем в Германии, здесь смотрят на кузовные дефекты. Поэтому техосмотр вполне может пройти машина с помятым бампером и с подтеками масла, но у которой в порядке подвеска, рулевое управление, тормоза, стекла, световые и звуковые сигналы, ремни безопасности, состояние колес и уровень CO2 в выхлопных газах. В отличие от Германии, здесь можно приехать на техосмотр второй раз, после устранения замечаний. В большинстве ситуаций вторичная диагностика бесплатна, лишь в некоторых центрах могут взять 15-20 евро за повторную проверку. Но ремонт точно так же, как и в Германии, будет выполняться строго по технологическим картам.

Как-то мне пришлось менять во Франции шины. Нужно было заменить одну пару, и я попросил механиков на небольшом сервисе при супермаркете поставить новые шины на передние колеса. Они отказались наотрез! Собрался "консилиум", который выдал однозначный вердикт – по рекомендациям Michelin новая пара ставится только на заднюю ось, поэтому они не будут ставить новые шины на передние колеса! И так во всем.

Если техосмотр не пройден и со второго раза, самое время подумать о том, как избавиться от машины – без стикера на лобовом стекле автомобиль будет арестован и поставлен на штрафплощадку, за которую владельцу придется платить немалые деньги, не говоря уже о самом штрафе за эксплуатацию транспортного средства, не прошедшего техосмотр. И вновь единственная возможность "не потерять, а обрести" – продажа "на экспорт" до наступления очередного техосмотра.

Очень близкая ситуация с налогами и сборами в Австрии, Нидерландах, Бельгии. Содержание автомобиля с учетом страховок, налогов, техосмотра выливается в несколько тысяч евро в год. А еще топливо, парковки, оплата дорог, регулярный сервис, замена шин… Если приводить к понятным критериям – стоимость содержания автомобиля в год составляет 1,5-2 месячных оклада квалифицированного специалиста. И чем старше становится автомобиль, тем больше растут расходы на его содержание.

Большинство европейских автовладельцев эксплуатируют своих железных коней достаточно долго. Но только до тех пор, пока затраты на содержание не превысят приемлемых для конкретного владельца цифр. И тогда возникает извечный вопрос – что делать? На этот вопрос есть два ответа – старый автомобиль можно сдать за 100-150 евро на утилизацию или попытаться продать за сколько получится, учитывая основные факторы, влияющие на цену: популярность модели, пробег, возраст, состояние и комплектация. Самые дорогие автомобили продают владельцы. Но и состояние этих авто самое лучшее – честный пробег, регулярный сервис, ухоженный кузов и салон.

Если владельцу некогда заниматься продажей, а авто не имеет особых проблем, он сдает его в дилерский салон, где после предпродажной подготовки и с годовой гарантией автомобиль ждет нового владельца.

Но если у авто очень большой пробег, есть проблемы по технической части, машина имеет дефекты по кузову (что очень сильно влияет на цену), а владелец хочет как можно скорей получить за нее хоть какие-то деньги – этот автомобиль попадает в круг интересов польско-литовского бизнеса.

Налоговые каникулы

Выгодна ли покупка старого, но дешевого автомобиля немцу или французу? Ответ очевидный – нет. Слишком большие расходы на его приведение в надлежащее состояние и слишком большие затраты на его содержание. Годовой налог за "старушку", с выбросами по нормам EURO 1 может быть больше затрат на содержание 5-литрового внедорожника, соответствующего нормам EURO 6.

Поэтому время от времени правительства европейских стран стимулируют граждан к обновлению своих машин, вводя "налоговые каникулы" для покупателей автомобилей, соответствующих новейшим экологическим нормам. И это работает!

Можно ли купить в "старой Европе" машину за 500 или 1000 евро? Да, можно. Рассказывают, что иногда попадаются машины и за 250-300 евро. Больее того, такая машина даже будет и заводиться, и ехать. Но для того, чтобы "нормально ехать", в ней нужно поменять масло и фильтры, тормозные диски и колодки, заменить амортизаторы, сайлентблоки, приводные ремни, шины и аккумулятор. Все это выльется в несколько сотен (или даже тысяч) евро, если приводить автомобиль в порядок, как было сказано выше, по заводским технологическим картам. Если же понадобятся еще и кузовные работы – их стоимость может превысить стоимость самой "старушки" в несколько раз.

Но зато такие машины очень интересны оптовым покупателям из Польши и Литвы. Настоящая находка для польско-литовских бизнесменов - автомобиль в возрасте, после аварии и с действующим техосмотром. Ведь любой кузовной дефект резко снижает стоимость автомобиля, а бизнес по "предпродажной подготовке" и в Литве, и в Польше налажен очень хорошо.

По рассказам самих автоторговцев, чтобы привезенная машина была продаваемой, и чтобы на ней можно было заработать, она должна иметь либо пробег больше 250-300 тысяч км, который можно "отрегулировать" скручиванием одометра, либо должна быть битой и восстановленной. А лучше, чтобы было и то, и другое, т.к. автомобиль в хорошем состоянии, даже с большим пробегом, не стоит дешево.

После оформления документов такой автомобиль с отметкой в техпаспорте "продажа на экспорт", что позволяет избежать налога, с действующим техосмотром покидает территорию "старой Европы" и попадает в "заботливые" руки польско-литовских механиков, которые создадут "товарный вид" и доведут (скрутят) показания одометра до психологически приемлемого уровня (в Германии изменение показателя пробега - вещь уголовно наказуемая). Очень скоро автомобиль появится на торговой площадке:

"Всего неделя как из Германии! Не бит, не крашен, бабушка в церковь ездила". И цена – ну просто сказочная!

Машины, экспортируемые из стран Евросоюза, либо не облагаются таможенными пошлинами (Литва), либо уплачивается акциз в размере 3,1% (при объеме двигателя до 2 литров) или 18,7% (при объеме двигателя свыше 2 литров) от стоимости указанной в договоре купли-продажи (Польша). Кроме того, в Польше придется обязательно уплатить утилизационный сбор в размере 500 злотых (120 евро).

При регистрации автомобиля в Литве или Польше необходимо пройти техосмотр. Если есть действующий немецкий TUV, то в Литве он признается, в других случаях его стоимость составляет около 12 евро в Литве и примерно 20 евро в Польше. Самой затратной частью официальных платежей будет обязательная страховка, размер которой зависит от многих факторов и рассчитывается индивидуально. Но все платежи будут намного меньше, чем в Германии или Франции.

Как правило, перед тем как попасть в нашу страну, автомобиль меняет еще нескольких владельцев, добавляя в пробеге и теряя в стоимости. В конце концов, цена опускается до манящих приятных цифр от 500 до 3000 евро.

А что же в США?

Для полноты картины взглянем за океан. Подержанные американские автомобили - нечастые гости на авторынках Старого Света, но на некоторые модели, не представленные на европейском рынке или отвечающие особым критериям, спрос есть.

Стандартная схема жизни американского автомобиля начинается в салоне дилера, где его берут в лизинг на 2-3 года. В течении этого времени американец просто ездит. Все заботы по содержанию автомобиля, включая обслуживание, лежат на лизингодателе. Как правило, лизинговая схема имеет лимит на годовой пробег 10-12 тысяч миль. За перепробег надо доплачивать.

По окончании лизингового периода, автомобиль возвращается в дилерский салон, где его помоют, почистят, подкрасят, отполируют и выставят на продажу как автомобиль "с пробегом" и дилерской гарантией. К этому времени он уже потеряет в цене до 40% начальной стоимости. Покупка такого автомобиля у американцев считается выгодной.

У второго владельца машина обычно эксплуатируется до барьерной планки в 100.000 миль, после которой начинается резкое падение цены. На этом рубеже автомобиль продается третий раз. В случае хорошего технического состояния его можно продать и через дилерский салон. Но в этот раз его статус будет просто "с пробегом". Без всяких гарантий.

Третий владелец будет эксплуатировать автомобиль до первой серьёзной проблемы. И тогда впервые на горизонте "появляется" разборка. Но еще можно найти покупателя с небольшим количеством денег, но с большим количеством оптимизма, который рискнет купить машину и попробует довести ее до рабочего состояния. На этом этапе машина может менять владельцев часто, все ниже и ниже опускаясь в цене. В конце концов, останется три пути:

1. быть сданной в дилерский салон за символическую сумму, которая пойдет в счет уплаты за более новую машину. Из дилерского салона машина попадает на аукцион, откуда после продажи едет в последний путь на разборку.

2. быть сданной в одну из благотворительных организаций, что позволит снизить налоговые платежи. Из благотворительной организации машина попадает на аукцион, откуда после продажи едет в последний путь на разборку.

3. быть сданной за 200-250 долларов на разборку напрямую.

Но не у всех американских автомобилей стандартный жизненный путь. Во-первых, и за океаном новенькая машина может попасть в аварию, а во-вторых, наводнения и ураганы в Америке происходят часто и регулярно. Поврежденный или "утопленный" автомобиль, как правило, не ремонтируют, а сдают страховой компании, которая выставит его на специальных страховых аукционах. Цена на автомобиль с пометкой "SALVAGE" может быть ниже цены нового автомобиля на 50-70%.

Ремонт автомобиля в США – очень дорого. Например, простейшая балансировка колес стоит от 15 до 65 долларов, обычная операция по регулировке углов установки колес может стоить от 75 до 275 долларов, работы по замене тормозных колодок от 300 до 1000 долларов. Кузовной ремонт – сотни и тысячи долларов. Поэтому в большинстве случаев восстановительный ремонт в США нецелесообразен.

Поврежденный автомобиль с небольшим возрастом и пробегом считается удачной покупкой у литовских оптовиков. Машины, скупаемые на аукционах, комплектуются в товарные партии и морским контейнеровозом отправляются в Литву.

Пройдя восстановительный ремонт и предпродажную подготовку, автомобиль через одну-две недели появится на одном из литовских авторынков под плакатом "Автомобили с аукционов Америки недорого".

Объективности ради нужно сказать и том, что литовская "автовосстановительная" индустрия имеет и вполне легальные предприятия.

Машины, прошедшие подготовку и ремонт в таких сервисах, сопровождаются пакетом документов, где перечислены все выполненные работы по кузову и основным агрегатам и получают гарантию от сервиса на 1-2 года. Но и стоят такие машины существенно дороже аналогичных, не имеющих истории.

Подводя итог:

Б/у-шка в Европе дешевая потому, что содержать автомобиль "в возрасте", требующий ремонта и не соответствующий действующим экологическим нормативам - слишком дорогое удовольствие.

И когда уровень расходов, связанных с эксплуатацией старого автомобиля, подходит к определенной черте, европейскому автовладельцу выгоднее сбросить цену и продать его, чем продолжать содержать.

Особая выгода, если "расставание" пройдет в рамках одной из многочисленных программ, стимулирующих приобретение нового автомобиля.

Передбачаючи дискусію, вкажемо позицію Текстів щодо мит на вживані авто: ми за те, щоб радикально знизити податки і мита, але ті, хто вже їздить на євро номерах, мають заплатити в бюджет.

Оцінка статті на цей момент: +2/-0
Читати Не читати Коментувати
 
 

Коментарі 6

Для того, щоб писати свої коментарі, залогіньтесь! Якщо ви не маєте логіну, тоді спочатку зареєструйтесь, щоб його отримати!

Стаття то цікава, але в США та ЕС є СВОЇ виробники автомобілів, які закупили виробничі лінії, наняли людей, уклали контракти з поставки матеріалів... і т.д. Стимулювати попит на продукти їх виробництва там вигідно і державі, і політикам (які отримують взятки) і самим виробникам. В Україні ж НЕМАЄ виробників авто. Це факт. Тому це абсолютно незрівняльні речі: Україна та інші держави. Людям в Україні вигідніше купити б/у авто за кордоном і скористатися ним, аніж купити купити новий Ланос і постійно ремонтувати його.
Треба ж бути реалістами, а не маніпулювати тим, що "а ось там вони так роблять".

ми за те, щоб радикально знизити податки і мита на вживані авто.

Вздовж всієї статті просліджується лише одне: Ви описуєту ситуацію в ЕС та США із тим змістом, як дорого там тримати б/у авто. Но факт такий, що ця "дороговизна" тримання б/у авто там штучна! Саме із-за державного регулювання. То обклали податками, то заставили проходити тех.огляди занадто часто (навіщо?), то ввели страховки з додатковим навантаженням із-за дати виробництва авто, то придумали "шкідливість викидів" і прокласифікували це як Евро-4, Евро-5 і т.д. Все це штучні міри. А авто - це засіб пересування. Українцям необхідно авто як засіб пересування. А ускладнити життя держава може 100000 різними способами.

Правда життя в тому, що без державного регулювання не буває нічого, там де немає дежрегулювання це первинно-общинний лад. Де державне регулювання правильне і ефективне там високий рівень життя, як у ЄС, США чи Японії. Але ми ж написали, що ЗА зниження тарифів для українців

Не згоден щодо держ.регулювання. Приклад Китаю 1994-2005 років, коли приріст ВВП був близько 20%, а екологічн. держ.регулювання на підприємствах було майже відсутнє, говорить про інше. Високий рівень життя це ознака існуючого виробництва (приклад маленьких країн, як то Швейцарія, не будемо враховувати). А щоб було виробництво, необхідно ЗНАТИ як виробити конкретно щось із мінімальними витратами. Необхідні толкові інженери та знання із багатоьх організаційних та технічних сфер. Загалом, це не "купи-продай", все набагато складніше.
А про зниження податків так я зрозумів позицію. Не потрібно повторюватися. Але, скажіть, навіщо мені ваш Евро-5, якщо я 95% часу їзжджу на пропан-бутані?? А?? Або навіщо мені ваш Евро-5, якщо більша частина бензину в Україні бодяжна?? Держрегулювання?)) Ага))

У Китаї немає держрегулювання? Чесно? В Китаї половина підприємств належить державі і державні чиновники визначають. що виробляти і куди спрямовувати інвестиції. В них є план на 10 томів індустріалізації Китаю і вони по ньому йдуть. Китайські держбанки завалюють дешевими кредитами китайські компанії, котрі працюють на експотрт. Фінансова сфера жорстко регулюється.