Шокін-Сакварелідзе: відкрита війна

24 березня гнійник прорвало. Сакварелідзе вийшов на брифінг із звинуваченнями на адресу генпрокурора Шокіна. Сам керівник ГПУ назвав це оголошенням війни. "Українська правда" спробувала розібратися в ситуації, поговоривши з різними сторонами конфлікту.

За два года с момента окончания революции, в Украине сменилось уже три генеральных прокурора. Увольнение каждого из них сопровождалось скандалами и ультиматумом со стороны западных партнеров.

Сегодня уже третьего генерального прокурора, Виктора Шокина, обвиняют в развале громких дел против людей Януковича, спуске на тормозах резонансных расследований, из-за чего ЕС вынужден снимать санкции с фигурантов списка.

Надежда на хоть какие-то изменения в структуре ГПУ еще теплилась летом 2015 года – когда стартовала реформа. Но практически с первых дней стало понятно – система не хочет меняться, качественного обновления кадров прокуратуры по итогу конкурсов не произошло.

Окончательным же диагнозом для ГПУ стало дело так называемых "бриллиантовых прокуроров" , которое инициировали заместитель генпрокурора Давид Сакварелидзе и его уже бывший коллега Виталий Касько.

С первых дней в него вмешался генеральный прокурор Шокин, вставший на защиту обвиняемых прокуроров. Это вызвало возмущение общественности. В итоге мирить молодую команду Сакверелидзе и Шокина взялся лично президент Порошенко.

Еще летом после "показательной мировой" общественные активисты заверяли – перемирие временное и рано или поздно конфликт обострится.

Так и случилось.

В середине февраля из Генпрокуратуры уволился Виталий Касько, заявивший, что генпрокурор забрал у него все функции для ведения дел, в том числе и "бриллиантовых прокуроров".

Пожар попытались загасить – президент 16 февраля, в день отчета правительства Яценюка в парламенте, потребовал отставки генпрокурора. Заявление было написано, передано в АП, а дальше отправилось в парламент.

Спустя месяц, 16 марта Шокин тихонько вернулся из отпуска на рабочее место.

Одновременно с этим в ГПУ обратилась группа нардепов с требованием выяснить, как команда реформаторов потратила деньги США и Евросоюза на реформы. ГПУ взялась за это расследование и уже готовится к допросам, в том числе и самого Сакварелидзе.
В четверг, 24 марта гнойник прорвало.

Сакварелидзе вышел на брифинг с обвинениями в адрес генпрокурора Шокина. Сам руководитель ГПУ назвал это объявлением войны.
"Украинская правда" попыталась разобраться в ситуации, поговорив с разными сторонами конфликта.

Мытарства команды Сакварелидзе

C заместителем генпрокурора Давидом Сакварелидзе "Украинская правда" общается после пикета под ГПУ, который проводился в пятницу 25 марта.

Накануне Сакварелидзе заявил, что его команду пытаются уволить из ГПУ и попросил общественность о поддержке.

"После пресс-конференции мы говорили с Шокиным по телефону. Он спросил, почему я объявляю войну? Я ответил, что это не война, я защищаю наших ребят", – говорит Сакварелидзе.

На этих словах Сакварелизде предлагает зайти в соседнюю комнату, где в ряд на полу стоят с десяток мониторов, а под стенкой – два открытых сейфа.

"Это вещи моих ребят, которых вывели из штата, а месяц назад их всех выгнали из их кабинетов. Сейфы мы специально держим открытыми, чтоб в них нам ничего не смогли подбросить ", – поясняет Сакварелидзе, рассказывая о людях, которых он собирал для работы в Генеральной инспекции внутренних расследований и безопасности.

Работа над созданием Генинспекции велась с лета 2015 года. Но только за неделю до приезда вице-президента США Байдена, 8 декабря Шокин утвердил структуру этого органа.

Без конкурса он назначил руководителя – Максима Мельниченко, которого собеседники в ГПУ называют близким к первому заместителю Генпрокурора Юрию Севруку.

Генинспекция также должна была объединить отдел внутренней безопасности, отдел по расследованию преступлений, совершенных прокурорскими должностными лицами и отдел процессуального управления над тем отделом, который занимается следствием. Также айти-отдел.

Но после отъезда Байдена ничего не изменилось. Мельниченко долгое время оставался единственным сотрудником департамента.

В течение января-февраля 2016 года Шокин издал несколько приказов, которыми реструктурировал свежесозданную Генинспекцию.

Внутреннюю безопасность, которая обеспечивает контроль над сотрудниками ГПУ, он подчинил себе. "И теперь эта внутренняя безопасность активно занимается шантажом и преследованием наших сотрудников", – констатирует Сакварелидзе.

После создания Генинспекции сотрудники ГПУ ожидали, что все управления, которые до этого момента исполняли аналогичные функции, будут ликвидированы, а команда Сакварелидзе перейдет в новый орган.
Сам замгенпрокурора подчеркивает – все документы для назначения его команды в Генинспекцию подписал два месяца назад и передал Шокину.

В итоге следовательская и прокурорская команда Сакварелидзе в связи с реорганизацией более месяца назад была выведена за штат. "Например, мой советник Марина Цапок,– идеалистка, я переманил ее к себе в управление реформ. Она полгода сюда ходила, все процедуры прошла, но ее так и не оформили. А потом просто перестали пускать в здание ГПУ, она даже вещи не успела забрать. Идеалисты опасны для этого здания", – возмущается Сакварелидзе.

Команду "внештатников"- реформаторов выгнали из кабинетов и переселили в актовый зал одного из зданий прокуратуры, которое размещено на территории завода Арсенал. А на прошлой неделе им стали поступать уведомления об увольнении.

"Уведомление говорит о том, что они скоро будут уволены, как предусмотрено по Трудовому кодексу. Это простое соблюдение процедур. Им сказали "ребята, вы нам не нужны", – возмущается Сакварелидзе.
"В отношении моей команды проводят негласные следственные действия, гоняются за нашими машинами, шантажируют обысками и угрозами, что предъявят кому-то подозрение", – добавляет он.

Сакварелидзе убежден, что если ГПУ хочет продемонстрировать свое желание бороться с коррупцией, то должна назначить его команду.
"Генпрокурор должен назначить этих ребят, независимо от того, останусь я тут или нет. Но если Генпрокурор становится адвокатом фактически одного из обвиняемых ("бриллиантовых" прокуроров – ред.) и весь ресурс ГПУ направляет на саботаж этой службы – это ненормальная ситуация", – заявил Сакварелидзе.

Спустя несколько дней после громкой пресс-конференции, митинга под стенами ГПУ – на Резницкой озвучили причину, по которой не переназначают команду. Заместитель генпрокурора Столярчук пояснил "Украинской правде" это объявлением конкурса на должности в новой Генинспекции.

"Если они смогут доказать, что у них достаточно квалификации, то они попадают туда и работают дальше. Я подчеркиваю: ни одного факта увольнения "угодного" или "неугодного" сотрудника, нет. Откуда это взял Сакварелидзе, я не знаю. Я могу взять на себя ответственность. Мягко говоря, эти факты перекручены", – заявил он.

"Денежное дело". Миллионы США и ЕС

Впрочем, команде Сакварелидзе стоит переживать не только о возможных увольнениях.

В середине марта, сразу же после выхода Виктора Шокина из отпуска, ГПУ заявила, что к ней "обратились депутаты, которые негодуют", куда же делись выделенные США и ЕС деньги на реформирование ГПУ.

Цена вопроса 200 тысяч долларов в одном случае, и 2 миллиона долларов – в другом.

Письмо направила внефракционная депутат Ирина Суслова,которая вместе с другим нардепом вышла из "Самопомочи" сразу после избрания в ВР. К документу было прикреплено обращение 50-ти нардепов к Сенату США.

Среди подписантов есть и члены БПП: бывший пресс-секретарь Порошенко, входящая в ближайшее его окружение – Ирина Фриз, бывший соратник Януковича по партии Борис Розенбладт, Дмитрий Лубинец и другие. Подписи поставили и бывший сотник Майдана, депутат от НФ Евгений Дейдей и его коллега по фракции Георгий Логвинский.

"В том-то и беда, что теперь, согласно КПК, такие данные чуть ли не автоматически вносятся в реестр досудебных расследований. Вот и пошло-поехало", – объясняет "Украинской правде" Столярчук.

В АП на прошлой неделе решили продвигать на должность генпрокурора Юрия Столярчука

К обращению депутатов отнеслись со всей серьезностью. За него взялся созданный месяц назад Департамент расследований в сфере госслужбы и госсобственности.

В прокуратуре его называют департаментом "Кононенко-Грановского". Это название неслучайно.

По словам нардепа Сергея Лещенко, подбором кадров в этом департамент занимается депутат от БПП, близкий друг Кононенко Грановский. Официально департамент входит в Главное следственное управление и находится в прямом подчинении Юрия Столярчука.

Посол США Джеффри Пайетт в день объявления о расследовании пояснил в своем твиттере, что США не выделяют денег органам власти напрямую. То есть, обвинения в адрес команды Сакварелидзе выглядят как минимум странно.

Это же подтверждает Сакварелидзе "Вот, например, мы работаем над финансированием общественной приемной. Есть несколько организаций: немецкая, британская DfID, Совет Европы. Они сами объявляют тендер, сами выявляют кампанию, которая должна сделать ремонт, нанимают и проводят. На наш счет никто никаких денег не перечисляет", – поясняет Давид.

Заместитель Генпрокурора Столярчук не исключает, что при необходимости в рамках данного дела следователи ГПУ, чтобы восстановить истину, могут допросить посла США, пользующегося дипломатической неприкосновенностью.

"Если следователь убедится сам, и убедит процессуального руководителя, что ситуация экстраординарная, что надо услышать мнение посла Пайетта, наверняка они захотят узнать и мое мнение, то в чем проблема? Если есть какие-то предостережения, посоветуемся, возможно, с кем-то, может с генпрокурором. Может, мы действительно совершаем глупые шаги. Я не знаю. Но в чем проблема допросить господина Пайетта?" – считает Столярчук.

Он сообщил, что в этом деле также будет допрошен замгенпрокурора Сакварелидзе.

"Он один из тех, кто подписывал документы. Как без Сакварелидзе с этим разобраться? Следователь обязан допросить, будь это замгенпрокурора или президент", – объясняет Столярчук.

Сам же Сакварелидзе говорит, что никаких "денег" не было.

"Не было этих двух миллионов. Это бред. Был подписан меморандум о сотрудничестве. Первому заму генпрокурора Севруку стыдно не отличать меморандум о взаимодействии и сотрудничестве с международной организацией – от конкретного контракта, по которому перечисляются конкретные деньги", – возмущается он.

"Пускай допрашивают меня, американцев, отвечающих за это все, ЕС, британское посольство. Я предлагал объяснить им, как работает эта система", – добавляет он.

Давление или расследование

Однако пока никто не допрошен, а ГПУ в "денежном деле" получила в Печерском суде разрешение на доступ к счетам общественной организации "Центр протидії корупції", которая активно критикует генпрокурора Виктора Шокина, а также его замов Столярчука и Севрука.

В день, когда об этом стало известно, ЦПК на своей странице в Facebook вывесили документы о происхождении 189 тысяч долларов, полученных от посольства США на мониторинг и обучение детективов НАБУ и Специальной антикоррупционной прокуратуры. Глава ЦПК Виталий Шабунин назвал решение суда давлением верхушки ГПУ на организацию и попыткой заблокировать их деятельность.

Столярчук, подчиненные которого и добивались решения судов, заявил, что узнал об этом лишь на следующий день и категорически отверг возможность повлиять на своих следователей.

"Я не могу знать, что делают мои следователи, их около 400-500 человек. Согласно КПК я не имею права влиять на них. В рамках производства они обратились в Минэкономразвития и получили данные, что средства поступили в такие-то организации, в том числе и в ЦПК.

Если надо будет, допросим Шабунина. Ничего большего по отношению к нему не произошло, и утверждаю, что не произойдет. Ни об обысках, ни о принуждении речь не идет, и идти не будет", – заявил Столярчук.

После призыва Сакварелидзе выйти на митинг под ГПУ, тучи над ним сгустились еще больше. В пятницу ГПУ обнародовала письмо областных прокуроров, возмущенных призывом Сакварелидзе пойти на акцию.

В субботу появилось обращение нардепов от Одессы к генпрокурору с просьбой уволить Сакварелидзе из органов прокуратуры. Под ним поставили подпись атошник Евгений Дейдей. Сразу под ней стоит автограф апологета режима Януковича Сергея Кивалова.

Один из "бриллиантовых прокуроров" Александр Корниец также оспаривает в суде назначение Сакварелидзе прокурором Одесской области – заместителем Генпрокурора. Похожий иск в суд чуть ранее подал народный депутат, фамилия которого в реестре судебных решений не раскрывается.

Сам Сакварелидзе считает, что единственным выходом из кризиса в ГПУ станет смена генпрокурора. Себя в этой должности он не видит.

После "отставки Шокина", которая так и не случилась, в АП продолжается дискуссия по поводу следующего генерального прокурора. В числе претендентов ранее назывались фамилии Юрия Севрука, Юрия Луценко, хотел возглавить ГПУ и Арсений Яценюк, которого уже несколько недель в АП пытаются уговорить подать в отставку.

На прошлой неделе в АП решили продвигать на должность генпрокурора Юрия Столярчука, сообщали депутаты от БПП. Именно он в 2002-2003 годах вел расследование убийства журналиста и основателя "Украинской правды" Георгия Гонгадзе.

Сам Столярчук назвал заявления о возможном назначении слухами. "Я ничего не знаю. Никаких разговоров у меня не было, и предложений я ни от кого не слышал", – заявил он.

Сергей Горбатюк от предложения занять должность Генпрокурора не открещивается

Еврооптимисты вместе с адвокатами Небесной сотни ратуют за назначение генпрокурором Сергея Горбатюка, который ведет дела Майдана на должности замначальника Главного следственного управления – начальника управления спецрасследований ГПУ.

Как только заговорили о его кандидатуре, руководство прокуратуры попыталось отправить его во Львовскую область.

"Наше ключевое требование – не в назначении исключительно Горбатюка, а в публичном обсуждении кандидатур, и чтобы власть слышала общество. По нашему мнению, Горбатюк достоин быть генпрокурором, поскольку у него есть настоящее желание довести расследование до наказания виновных всех уровней", – прокомментировал это решение один из адвокатов Майдана Роман Маселко.

Горбатюк от предложения не открещивается, хотя понимает, что в нынешних условиях занимать такую должность непросто.Он связывает предложение отправиться прокурором Львовской области с его расследованиями экономических дел и с предложением еврооптимистов.

"Но я логики не понимаю. Мы все переживали за Майдан. Результаты есть, но недостаточные. Есть наработки, проблемы, которые я могу решить, а тут – Львов. Я не привык на полпути бросать то, за что отвечаю", – заявил он.
О ГПУ президенту придется разговаривать с партнерами в США, куда он отправляется на этой неделе с визитом на саммит по ядерной безопасности.

Порошенко уже усаживал Сакварелидзе и Шокина за стол переговоров

"То, что происходит вокруг ГПУ, создает очень негативное впечатление о том, как у нас происходят реформы. В США повестка дня встреч начнется с правительства и дальше будет прокуратура. Это будет "тема номер два". И не только с американцами", – сказал источник УП, информированный о подготовке визита.

В верхушке Генпрокуратуры, несмотря на обсуждение кандидатур на эту должность и давление со стороны западных партнеров, уверены, что голосов в парламенте за отставку Шокина нет.

29 марта интрига должна быть разрешена голосованием в Верховной Раде. И даже если голоса за увольнение найдутся, то неизвестно, поддержат ли в парламенте кандидатуру нового генпрокурора и кого предложит Банковая.

В таком случае и.о. Генпрокурора будет Юрий Севрук. Он уже заменял Шокина, когда тот был в отпуске сразу после заявления об отставке. При Севруке Генпрокуратура продолжит плыть по избранному Шокиным фарватеру, по которому двигалась последний год.

Вряд ли это устроит общественность и активистов, которые выступают за назначение независимого прокурора. И вряд ли президента спасет роль кота Леопольда, который призывал мышей жить дружно, как это было летом, когда Порошенко усадил Сакварелидзе и Шокина за стол переговоров и тем самым замял конфликт.

Оксана Коваленко, УП

корупція реформи горбатюк сакварелідзе шокін прокуратура

Знак гривні
Знак гривні