Другие: как их победить

“Ну что, пациент, извращениями страдаете?”
“Доктор, какое там страдаю - я ими наслаждаюсь!”

В последние месяца два умные российские политологи и экономисты написали немало статей, эссе и серьёзных исследований о том, как присоединение Крыма и украинско-российский кризис могут серьёзно сказаться на российской экономике, как новые расходы бюджета и международные санкции угрожают путинскому режиму и как они ударят по карману простых россиян.

Проблема состоит в том, что очень немногие россияне готовы сейчас эту информацию воспринять. Сейчас они просто в другом настроении. Болельщику на трибуне бесполезно объяснять сильные стороны, и тем более, "правоту" другой команды: это обычно делается вдали от футбольного поля, в спокойной обстановке.

Все критические статьи о слабостях российской экономики и путинского режима написаны с точки зрения логики мирного времени. Те же, кто осуществил оккупацию Крыма и готовы двигаться дальше - уже мыслят иными категориями, уже полностью переключились на логику военного времени, даже несмотря на то, что война пока что формально не началась.

К примеру, экономисты пишут, что присоединение Крыма ляжет тяжёлым бременем на экономику России. Что экономика полуострова была сильно запущена, пока он был в составе Украины, что местная туриндустрия и так переживает не лучшие времена, а с потерей традиционных клиентов из Украины вообще пойдёт на дно, и добровольно-принудительная отправка туристов из России в Крым эту дыру не закроет.

На деле же, мы видим, что эти аргументы ни новые власти Крыма, ни Путина особо не беспокоят, поскольку у них другая логика. Крымчане жалуются на растущие цены, на бардак в магазинах, с паспортами, лицензиями, транспортом как в Украину, так и в Россию? Так это же замечательно. Все эти проблемы можно списать на “переходный период”, который может тянуться и год, и два, и три. А под шумок “переходного периода” Аксёнов и его подельники проводят передел крымской экономики. Держатели банковских вкладов в Крыму с удивлением узнают, что их вклады либо исчезают в никуда, либо загадочно уменьшаются в несколько раз, а им говорят: берите, что есть, и радуйтесь.

Отобранные в результате оккупации крымские предприятия - дворцы, санатории, винная промышленность - стоят столько, чтобы оккупацию окупить. Тем, кто руководил оккупацией, на жизнь хватит. А народ? Ну что там народ - ему полагается терпеть и закрывать грудью амбразуры.

Точно так же экономисты могут рассуждать о том, что если Россия отожмёт у Украины её восточные области, то это ещё больше ударит по карману местных шахтёров. Известно же, что в соседних областях России шахты вовсю закрываются, и подобная волна почти наверняка накроет и шахтёров Донецкой области, если мечта сепаратистов о Донецкой республике осуществится.

Но логика захватчиков иная. Шахтёры, если что, обойдутся подножным кормом. Вот же, показывало телевидение - у многих из них есть свои огороды. Так что переживут. Зато для оккупантов на востоке Украины расположено множество лакомых кусочков, в том числе предприятия оборонного комплекса Украины.

Главное, что обедневшие жители "новых русских территорий" с большой вероятностью будут голосовать за новую власть, потому как будут сильно зависеть от бюджетных подачек.

На востоке и юге Украины множество людей демонстрируют против агрессии? В Одессе, Днепропетровске, Николаеве проукраинские лозунги численно превосходят акции сепаратистов? Так это же замечательно, думают захватчики. Очень хорошо. Пусть телевидение фиксирует лица хохлопатриотов, думают они. Придёт наше время -- мы будем знать, кого использовать в качестве дешёвой рабочей силы (или поубивать тихонько, если будут выделываться, как тот депутат Рыбак).

На логику путинской власти уже повелись и рядовые граждане. Вы видели интервью на улицах с рядовыми россиянами? Война их не пугает. Для них война означает, что вот-вот заработают социальные лифты, что экономические проблемы можно будет решить за счёт добычи, что в мутной воде можно будет наловить немало рыбки и списать старые долги. А экономические санкции... ну, это всё сложные "жидовские слова".

Возможно, несколько лет спустя фантасты-альтернативщики (жанр, весьма популярный в проигравшей холодную войну империи) будут писать, как было бы хорошо, если бы Путин остановился в Крыму и закрепил результаты путём международного торга. К сожалению, логика нынешних событий такова, что он уже не может остановиться, машина войны уже крутится вовсю. Может быть, регулярные войска будут введены в действие не скоро, зато "добровольцы" без знаков различия будут чем дальше, тем активнее.

Про Гитлера бериевские аналитики говорили, что он не может начать войну против СССР, потому что у него нет достаточно бензина и нет бараньих тулупов, чтобы воевать в условиях суровой русской зимы. Гитлер же собирался закрыть потребности в бензине нефтью на захваченных территориях и делать тулупы из баранов, конфискованных у “благодарного населения”. Зачем резать своих, если можно воспользоваться чужими?

Так же и путинский режим думает о международных санкциях. Хотите у нас отобрать любимые домики во Флориде, банковские счета в Швейцарии и на Кипре? Ничего, вы ещё пожалеете. Мы всё равно своё отобъём - выметем всё метлой на оккупированных землях Украины, то есть, простите, добровольно присоединившихся территориях Новороссии.

А если будет страдать мирное население? Ну что же - они же учили в школе, что ради великой цели нужно идти на жертвы. Перетерпят и забудут. Многие ли сейчас вспоминают, например, как сталинские диверсанты затопили множество деревень и свои же отступающие войска, взорвав Днепрогэс? Война всё списала, а погибшим - вечная память.

Скоро Россия будет праздновать 9 мая. Для россиян этот праздник является одним из самых важных и бесспорных, особенно по сравнению с такими неоднозначными, как День России (кто там помнит, когда он?) или 4 ноября, ставший традиционным днём правых манифестаций. К сожалению, праздник 9 мая играет очень неоднозначную роль. Из прошедшей войны россияне сделали странный вывод. Если для всего мира нацисты - это те, кто пытает, убивает, захватывает чужие территории, то для многих россиян "нацисты" (или "фашисты") - это те, кто против “наших”, а “нашим” всё списать можно, на то они и свои, и аморально даже задавать вопрос о том, сильно ли отличалось поведение “наших” от поведения “фашистов”. Можно ругать гитлеровцев за Освенцим, а затем с помпой отметить 75-летие Усольлага. Потому что Освенцим - это “фашисты”, а Усольлаг - это “наши”, и нечего всяким отщепенцам оскорблять ветеранов ГУЛАГа и лапать их светлые имена грязными руками.

К слову о фашистах - то есть о нацистах. В некоторых землях современной Германии всё ещё сильны неонацисты. А в каких именно землях? В восточных, в бывшей ГДР. Причина проста: советский и американский методы денацификации радикально отличались. Американцы заставляли немцев - обычных граждан, а не только эсэсовцев - самих идти в места массовых казней, раскапывать могилы и захоранивать жертв по-человечески. Советские оккупационные власти, напротив, быстренько приспособили гитлеровские лагеря, как тот же Бухенвальд, под свои цели. Вместо того, чтобы капать на совесть новых друзей из восточной Германии, им начали шустро изобретать альтернативную историю, в которой немцы сплошь были антифашистами или сочувствующими, а агрессия против СССР была всего лишь случайностью (помните популярные сериалы “Архив смерти” и “Фронт без пощады”?) Именно поэтому на востоке Германии гораздо меньше людей чувствуют вину за гитлеровские преступления.

Так же и в нынешней России. Дети начинают воспитываться со школы, им нужны положительные примеры, чтобы реализовать себя в будущей жизни. А в России после 1991 года из всех положительных примеров осталось только 9 мая. Какой бы светлой ни была победа над фашизмом, но при отсутствии других положительных примеров она действует как отрава. Потому что школьник привыкает к мысли: реализация себя через работу, через бизнес, через счастливую семейную жизнь - всё это прах, всё это мелочи жизни. Смысл жизни - это накостылять врагу. Это и есть главное счастье. А при отсутствии врага его нужно найти. Американцы - гады, поскольку победили нас в холодной войне, но их обижать страшно, на них получается разве что тявкать время от времени. А вот бывшие братья по Советскому Союзу - самая подходящая жертва. Вы нас предали, отделившись от нас - ну что ж, теперь держитесь.

Поэтому морально россияне (не только солдаты, но и сидящие на диване) уже готовы перейти украинскую границу с оружием в руках. Настроение рядовых граждан уже созрело, а повод - как раз его сейчас путинские диверсанты и готовят активно в восточных регионах Украины. Массу войск, переброшенных за последний месяц в Крым, крымчане не прокормят - отсюда следует естественный вывод, что скоро их бросят на прокорм в другом месте, скорее всего, пробивать южный коридор до Приднестровья, поскольку украинская армия так кстати сейчас сосредоточена не на юге, а на северо-востоке.

Российская армия состоит из обычных граждан России. Воспитанная на подобных настроениях, она будет страшной, когда перейдёт украинскую границу. Чечня уже научила российского солдата, что жертвы со своей стороны можно безнаказанно преувеличивать (помните "2000 погибших от грузинской агрессии"?), а со стороны "предателей" можно не считать. Потому что ТВ и радио будут говорить о преступлениях той стороны - Будённовске, Кизляре, Норд-Осте и Беслане - а в то же время жертвы "наших" останутся малоизвестными фактами, интересующими только историков, и у будановых найдутся влиятельные сочувствующие.

Вежливость зелёных человечков в Крыму и Донбассе - обманчивая, они готовы пойти далеко, что хорошо показало убийство депутата Рыбака и киевского студента. Спокойной и уравновешенной для живущих в ней выглядела гитлеровская Германия, особенно по сравнению с вечно взвинченным и истеричным сталинским СССР. Жертвы Гитлера исчезали где-то там, тихо и незаметно, без клеймения в газетах, а на улицах нередко царило настроение непрекращающегося праздника. Немцы не видели ни концлагерей, ни страданий оккупированных народов, и по большей части даже этим не интересовались, зато видели, что жители оккупированных территорий при желании могли поступить в немецкие университеты, как обычные немцы. Кто хоть раз видел кинокадры, как простые немцы и немки приветствуют солдат, возвращающихся с фронта, для того выражение “народная радость” на всю жизнь будет неоднозначным.

Вопрос: можно ли победить агрессора, если он готов не останавливаться ни перед чем, если его “ярость благородная” заглушила чувство разума, если он вошёл в состояние боевого экстаза, радости перед новыми приобретениями и “вставанием с колен”?

Можно.

На мой взгляд, Тимошенко (которая ведёт себя как реальный лидер революции, даже не занимая официального поста) ведёт себя в сложившейся ситуации правильно. Да, многие ругают её за “пассивность” действий в отношении сепаратистов, но я считаю - это именно то, что сейчас нужно. До тех пор, пока путинские войска не перешли границу - а они это сделают в ближайшее время - нужно действовать совсем не военными методами.

Прежде всего, ситуация на востоке весьма неоднозначна. Во-первых, как оказалось (к удивлению Путина), там много патриотов Украины, в том числе - сюрприз! - среди этнических русских. Во-вторых, даже в регионах, где киевскую власть считают откровенно чужой, а Россию рассматривают как возможного защитника, имеет место борьба между крупной мафией (Ахметов, Тигипко) и мелкими местными бандами, а также недовольство людей, которые устали от этих бандитских разборок - а значит, опять же, есть место для переговоров. В таких условиях палить по людям из гранатомётов - это не только преступление, это глупость (и вдвойне глупость, учитывая далеко не лучшее состояние современных украинских вооружённых сил). Именно поэтому Тимошенко отправилась в восточные регионы и ведёт там переговоры, в том числе с теми, кто позиционирует себя как пророссийские силы. СБУ и МВД же проводят точечные операции - это даже не война, а мелкая разведка боем, прощупывание слабых мест.

Цель операции Тимошенко-Турчинова-Авакова - не победить сепаратистов, а разозлить Путина, чтобы он начал военную операцию не тогда, когда он к ней будет максимально готов (он всё равно её начнёт), а тогда, когда это будет удобно Киеву. Пока Путин нагнетает агрессивную риторику - можно демонстрировать "слабость". Когда пытается играть роль миротворца и вести переговоры о признании статуса кво - по одному захватывать блок-посты, чтобы тот нервничал.

В результате Путин злится и совершает по ходу всё больше проколов. Он отталкивает от себя даже тех, кто не будучи его союзником, готов был перетерпеть его агрессию по принципу “это не моя война, а действующие контракты важнее”.

Поэтому тактика Киева - это тактика Кутузова. Если украинским читателям не нравится в качестве примера имя российского полководца - преложите подходящую замену. Нет возможности оказать вооружённое сопротивление сразу? Не беда, пусть противник зайдёт в приготовленную ему ловушку. Пусть те деятели украинской власти, которые тайно сотрудничали с Москвой, повылезают из щелей и покажут себя. Массовая поддержка на местах позволит победить Путина партизанскими методами при одобрении ООН. Вскоре ему придётся иметь дело уже не с Украиной, а с собственнными разъярёнными гражданами.

Якщо на свято потрібна стрічка - то краще така

Блог: Дмитро Литов путін україна росія тимошенко фашизм гітлер війна

Знак гривні
Знак гривні